Наши дни, с момента последней высадки Хищника на Землю прошло около 20 лет. Новая случается в самый разгар операции американских военных, которым поручено спасти каких-то заложников какой-то мафии. В кульминационный момент с неба падает космический корабль со знакомым всем фанатам VHS пришельцем. Выжить удается только снайперу Куинну Маккенне, на которого правительство США начинает вешать всех собак за провал операции. Ему, кстати, удается украсть часть инопланетной экипировки и отправить ее DHL’ем к себе домой.
Тем временем, в научной правительственной лаборатории американские ученые начинают изучать свалившегося с неба в разгар операции Хищника. Правда, они еще не знают, что совсем скоро на Землю прилетит еще один Хищник — повыше и помощнее — и вот его заковать в кандалы и отправить на рентген будет значительно сложнее.
Первый «Хищник» Джона Мактирнана сейчас смотрится, как идеальное маскулинное кино из 90-х. Отряд красиво накаченных людей полтора часа ходит по джунглям и сначала убивает людей, а потом спасается от монстра. «Хищник» в этом плане больше напоминает не боевики того времени, а порно: минимум прелюдии (в оригинале, кажется, всего одна разговорная сцена до джунглей), а затем безостановочный экшен. Это был почти идеальный боевик эпохи VHS: немного туповатый, обязательно шершаво написанный (моя любимая фраза: «Если его можно ранить, его можно и убить»), но обезоруживающе прямолинейный, как инъекция адреналина прямо в вену. Сейчас его особенно кайфово пересматривать под авторским переводом — хоть Живова, но лучше Гаврилова.
Новый «Хищник» Шейна Блэка, по модной голливудской традиции, игнорирует все продолжения и спин-оффы, и является прямым продолжением той ленты. И при желании, Блэк мог сделать его каким угодно: например, сложным мнотоэтажным sci-fi полотном в духе последних «Чужих» Ридли Скотта, или просто очень дорогим летним блокбастером, который был бы одновременно первым кирпичиком новой киновселенной, или продолжить дело Мактирнана и снять просто отвязное мочилово. Но Блэк выбрал другой вариант, которого, к слову, придерживается всю карьеру: он снял еще один фильм Шейна Блэка.
В конце 80-х Блэк практически в одиночку перевернул жанр боевика, написав в совсем юном возрасте сценарий «Смертельного оружия». Ирония, черный юмор, обязательно олдскульные герои и камера — то, что пронес с собой Блэк через все творчество, и в «Хищнике» он снова нажимает на знакомые клавиши. Новый фильм про пришельца — это очень старомодный (в духе поздних 80-х) фантастический боевик: с подчеркнуто неопрятной графикой, без обязательных для современных блокбастеров объяснений всего и вся, с глуповатыми, но очаровательными героями, обилием черного юмора и просто атмосферой веселья.
Блэк сам признался, что недавно преодолел с помощью «Хищника» кризис среднего возраста, и это понятно. Эта картина — как алказельцер или бутылочка пива с похмелья для всех, кто перепил супергеройского кино, многоступенчатых франшиз или умничающих оскаровских картин. Это просто кино про то, как несколько идиотов (в прямом смысле) сражаются с неведомой хреновиной, свалившейся на Землю. И если вы не любите стиль Блэка, не готовы улыбаться на новом «Хищнике» и просто получать удовольствие от взрывов, оторванных голов и встречи с любимым пришельцем из детства, а ждали какого-то модного постпостмодернистского перезапуска франшизы, то лучше не бежать в кино, а пересмотреть тот самый фильм из детства.
При том, что «Хищник» сохраняет в себе почти все фирменные черты блэковского кино, это, конечно, не лучшая его картина. Всем известно, что последнюю треть фильма охотно переснимали, и надо признать, что последствия видны. К тому же, новый «Хищник» — очень темное кино (почти все главные батальные сцены снимались ночью), что тоже придает фильму специфический привкус — как будто перед нами не блокбастер от одной из главных голливудских киностудий, а научно фантастическое кино, собранное на коленке энтузиастами. Не скажу, что этот трешовый налет не идет «Хищнику» (мне-то кажется, что идет), но многие посетители мультиплексов по выходным точно будут недовольны.
А больше всего (после, конечно, «издевательством над любимым фильмом детства») Блэку и его «Хищнику» достанется за, увы, логические нестыковки, которые обязательно случаются во время досъемок.
Если вы фанат Бэдкомедиана и любите искать противоречия в действиях героев, подмечать неправдоподобие в определенных сценах, смеяться над «глупостью» персонажей и так далее, то «Хищник» ближе к финалу вас приятно порадует. Мне же кажется, что подобные глупости вполне органично вписываются не только в ироничное блэковское кино, которое никогда не было аккуратным по режиссуре и сценарию, но и вообще в жанр такого хулиганского sc-fi кино. А вот «эксперты» будут очень недовольны.
«Хищник» Шейна Блэка — кино, просто обязанное разделить аудиторию на много разных лагерей, которые никогда не смогут договориться. Для кого-то он станет культовым, другие будут обильно плеваться, третьи — просто нормально проведут пару часов в кино и забудут про него навсегда. И это — тот фильм, который советовать или, наоборот, от него отговаривать, я не возьмусь никогда. Но по-моему было весело.