Уилл Смит в роли джинна в экранизации «Алладина» Гая Ричи мало кому понравился: слишком синий, слишком CG, слишком Уилл Смит и проч. Все дело в том, что у Смита были слишком мощные предшественники — конкурировать с такими непросто.
Классический образ Джинна пришел к нам из сказок «Тысячи и одной ночи»:
«И мать Ала ад-Дина взяла в руки немного песку, но не успела она разок потереть кувшин, как вдруг появился перед ней джинн огромного роста, грозный и страшный видом, с перевернутым лицом, точно один из фараоновых великанов, и сказал: «К твоим услугам! Я твой раб! Чего ты от меня хочешь? Я покорен и послушен тому, в чьих руках этот светильник, и не я один, но и все рабы светильника послушны и покорны ему».
Как видно даже по этому описанию, джинн был довольно грозным духом, вне зависимости от намерений. Стремление показать доброго джинна в массовой культуре со временем превратило его в клоуна. джинны стали удобной разновидностью трикстера, только в хорошем смысле: этот персонаж практически бессмертен, в свободное от экранного времени обитает черт знает где (в лампе), владеет волшебством, неподвластным другим персонажам. Но были и более каноничные образы — их мы тоже упомянем.
1948
Джинн из «Багза Банни», эпизод A Lad and His Lamp
Первый же джинн в нашей истории встречает достойного соперника. Багз Банни — сам по себе тот еще трикстер, а когда он встречается с кем-то подобным, конфликт неизбежен. Возможно, поэтому в мультике раскрывается “частная жизнь” Джинна — в какой-то момент оказывается, что он доступен для исполнения желаний далеко не всегда.
1956
Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, «Старик Хоттабыч»
Хотя от “Тысячи и одной ночи” в “Старике Хоттабыче” нет практически ничего, кроме сюжета с джинном (который живет даже не в лампе), сам Хоттабыч в исполнении Николая Волкова вошел в историю кинематографа, как Шерлок Холмс Ливанова. Это был еще не нарочито придурковатый образ Джинна — но с налетом придури, как подобает оторванному от реальности на тысячу лет существу.
1966
Раб лампы, «Волшебная лампа Алладина»
Незамысловатые, но душевные советские спецэффекты подарили нам лучший визуальный образ джинна в истории кино. Кроме того, этот самый серьезный и драматичный образ и джинна — ведь он раб лампы!
1992
Джинн, “Алладин”
Уилла Смита в экранизации Гая Ричи многие приняли за наследника именно это джинна. И Смит проигрывает! Потому что в полном метре диснеевского джинна озвучивал сам Робин Уильямс, а позже в сериале — Дэн Кастелланета (Гомер Симпсон и еще десяток персонажей мультсериала). Ну, и это был мультфильм, в котором синий мужик выглядел как-то более органично.
1999
Исполнитель желаний, “Исполнитель желаний 2”
Про фильм “Исполнитель желаний” рассказал мне однажды приятель по универу. По его словам, в одном из эпизодов персонаж фильма желает кому-то “go fuck yourself”, а злой джинн тут же исполняет это желание. Сцена несколько раз зачем-то описывалась в красках и стала локальным мемом — но сам фильм никто никогда не смотрел. Я случайно наткнулся на него лишь годы спустя и ознакомился — рекомендую не заходить дальше второй части — но та сцена войдет в историю. По крайней мере, краткую историю джиннов в кино.