История рока знает немало жутких эпизодов реального насилия на концертах — от убийства чернокожего любителя ЛСД «Ангелами ада» во время выступления The Rolling Stones на фестивале в Альтамонте до серии поджогов и изнасилований на «Вудстоке» 1999 года.

Отдельная тема — битвы субкультур, неравнодушных к тому или иному стилю музыки: моды против рокеров, панки против тедди-боев, скинхеды-расисты против скинхедов-антирасистов и так далее. Субкультурное насилие в реальной жизни — это глупо, больно и практически бесполезно, но это стало частью рок-культуры, как ни крути. Давайте посмотрим на этот феномен глазами 5 кинематографистов и насладимся чистым искусством без синяков и травм.

«Гонщики» (1994)

Саундтрек к раннему фильму Родригеса отдельные петербургские фанаты искали годами, и ушлые пираты даже додумались продавать фейковые версии Roadracers OST (хотя полезнее было бы просто увеличить объемы производства паленых CD Линка Рэя и Джина Винсента). В целом, «Гонщики» — неплохая (хоть и стотысячная по счету) фантазия на тему «Бунтаря без причины», и особенно хороша эта сцена, где протагонист устраивает отчаянный «рамбл» на концерте загордившихся местных музыкантов, обнаружив, что они выступают под фонограмму.

«Неудачник» (1986)

За несколько лет до падения Стены в угрюмом сером ГДР отдельных режиссеров посещали довольно яркие и дикие фантазии на тему молодежного бунта — вспомнить хотя бы «Наследников», би-муви 1983 года (с подозрительной фиксацией автора на минетах) про вымышленный послевоенный «Гитлерюгенд». Малоизвестная картина «Неудачник» повествует о войне банды старшего брата героя фильма с бандой металлистов-турков (!). Эпизод с выступлением группы Violent Force позволяет нам очутиться на настоящем трэш-металлическом концерте тех времен и даже заметить в толпе участников Kreator.

«Улицы в огне» (1984)

Разборка ричмондская! Безусловная легенда времен видеосалонов, кич-боевик от режиссера еще одного культового фильма о молодежных бандах — «Воины» (возрожденного в виде консольной игры от Rockstar Games). Несмотря на бриолиновый рок-н-ролльный антураж, музыка в «Улицах», в основном — помпезнейший AOR, причем две главные композиции написал постоянный сонграйтер Мит Лоуфа, абсолютный гений поп-рока Джим Стайнман. По сюжету главзлодей (его играет Уильям Дэфо) врывается на концерт возлюбленной главгероя и похищает ее. А песня, песня-то какая!…

«Пригород» (1983)

В разгар становления классического американского хардкор-панка великий визионер Роджер Корман спродюсировал игровую полнометражку Пенелопы Сфирис, которая также сняла примечательную документальную субкультурную трилогию «Закат американской цивилизации». Герои «Пригорода» — сбежавшие из дома подростки, объединенные в панковскую банду под предводительством главаря, в котором видят и Питера Пэна, и Робина Гуда. Один из ключевых фрагментов — кровавая подстава панков реднеками во время выступления незаурядной группы T.S.O.L., а также незабываемая сцена насильственного раздевания догола некой расфуфыренной барышни прямо в зале.

«Меня зовут Арлекино» (1988)

Ну а что было у наших? Режиссеры перестроечной (и постперестроечной) волны так называемой «чернухи» («Ловкач и хиппоза», «Луна-парк», «Авария — дочь мента», вот это все) старались не обходить вниманием местные субкультурные племена. Удачнее всех показать аутентичных советских металлистов удалось белорусскому режиссеру Рыбареву, который догадался снять реальный концерт группы «7 герц» перед сценой массового махача банды люберов и металхедов — восхитителен каждый кадр!

рейвы