24 ноября в прокат выходит перезагрузка «Обители Зла». Без Миллы Йовович и постапокалипсиса, зато с кучей знакомых персонажей и монстров. Отвратительные мужики уже посмотрели фильм и сообщают: ребут прошел на редкость успешно. Подробности — в рецензии Дмитрия Соколова.
30 сентября 1998 года, Раккун-Сити. Некогда процветающий городок тихо загибается после того как фармацевтический гигант «Амбрелла» решил перенести отсюда штаб-квартиру. Клэр Редфилд приезжает в город, чтобы найти своего брата Криса, работающего в полиции. У Клэр есть для него важная информация: девушка убеждена, что «Амбрелла» превратила Раккун-Сити в тайный полигон для экспериментов на людях, но у Криса нет ни времени, ни желания выслушивать сестру. Уехав на срочный вызов, он проникает в уединенный особняк, где недавно пропал отряд полиции. С этого момента для Клэр и Криса ночь превратится в один гигантский кошмар, выбраться из которого будет почти невозможно.
Самое главное: новая экранизация «Обители Зла» — это, в первую очередь, атмосферный и мрачный хоррор, а не ураганный фантастический боевик.
С точки зрения сюжета фильм британца Йоханнеса Робертса («Проклятая школа», «Незнакомцы: жестокие игры», «Синяя бездна»), представляет собой вольный пересказ первых двух частей игры, и не столько оригинальных версий, сколько их недавних ремейков. Причем хоррор хоть и содержит множество отсылок к играм, явно рассчитан в первую очередь на широкую аудиторию, не знакомую близко со вселенной Resident Evil.
Первое, что хочется сказать: сценарий новой «Обители зла» не сводится к воспроизведению катсцен из игры, а напротив, грамотно использует тщательно продуманный сеттинг Раккун-Сити как города-призрака, стоящего на пороге локального апокалипсиса.
Все действие фильма происходит в течение одной ночи, и динамика нарастает постепенно: от странного происшествия на пути в город до бега наперегонки со временем по подземной железной дороге. Темп событий может показаться непривычно медленным, особенно тем, кто вырос на фильмах Пола У.С. Андерсона, который не любил тратить время на долгие вступления. Между тем, подход Робертса однозначно ближе к первоисточнику, особенно к первым частям: все-таки Resident Evil начинался как хоррор, в котором ни герои, ни игрок долгое время не вполне понимали, что за дичь происходит вокруг.
Чувство нервозной неизвестности — очень важный аспект фильма.
«Обитель зла: Раккун-Сити» — очень клаустрофобный фильм. Герои постоянно где-то прячутся, оказываются запертыми в четырех стенах или бродят в темноте, озаряемой лишь редкими вспышками выстрелов. Ощущение нависшей угрозы подчеркивается операторской работой Максима Александра (он снимал «У холмов есть глаза», «Зеркала» и «Капкан»), умело играющего с тенями и цветовой палитрой.
Как и в играх, темнота в «Обители зла» очень разная: желтоватая, холодно-синяя, кромешно-черная — но всегда опасная. Можно было ожидать, что из нее постоянно будут выпрыгивать все новые и новые чудовища, но в фильме практически нет набивших оскомину скримеров. Робертс — режиссер, много работавший в хорроре, и он делает ставку на плавное погружение в атмосферу, а не на обилие резких звуков и страшных морд.
С монстрами, впрочем, все в порядке.
Помимо традиционных зомби нам покажут инфицированных ворон и доберманов, а также лизуна. Но гвоздь программы появится, как водится, в финале, и фанаты игры, конечно, знают, о ком идет речь. Хотя дизайн и появления главного мутанта в фильме слегка изменены по сравнению с играми, выглядит он по-прежнему эффектно, особенно во время последней схватки.
И вот здесь самое время сказать о паре серьезных недостатков фильма:
Во-первых, новые образы классических персонажей понравятся далеко не всем. И это — тот случай, когда негодование фанатов легко объяснимо. Если облик Джилл Валентайн еще можно как-то принять, то Леона С. Кеннеди в образе латиноамериканского красавчика-брюнета воспринимать будет сложнее. Но черт с ним, с цветом волос: обновленный офицер Кеннеди ведет себя как лоховатый новобранец, трясущийся от каждого шороха.
Именно Леон — единственный комический персонаж во всем фильме, и неясно, зачем было добавлять ему так много плоских шуток. Мискаст особенно заметен на фоне достаточно точного попадания в образ с Клэр (Кая Скоделарио), Альбертом Вескером (Том Хоппер (сериал «Черные паруса») или даже шефом полиции Айронсом (Донал Лог из «Блэйда» и «Сынов Анархии»).
Во-вторых, заключительное сражение в подземном комплексе и на поезде явно могло бы быть оформлено с большим размахом. Опять-таки, в игре эти схватки требовали сноровки и предельного внимания, особенно на высоких уровнях сложности. В фильме же все заканчивается до обидного быстро, как будто продюсеры настоятельно попросили у режиссера убрать пару-тройку лишних сцен чтобы уложиться в стандартные два часа хронометража. При этом сражения с «обычными» монстрами выглядят вполне в духе ранних частей Resident Evil: это стремительные перестрелки в замкнутых помещениях, часто в полутьме и с превосходящим числом противников.
И все же общее впечатление от новой «Обители зла» все эти досадные недоработки испортить не могут. Ребут получился добротным, пусть и не идеальным, экшен-хоррором, который отдает дань уважения первоисточнику, но не превращает фильм в набор красивых сцен и ярких образов для фансервиса. Хочется верить, что в грядущем сиквеле (а «Раккун-Сити» выглядит именно как вводная глава в новой франшизе) богатое наследие Resident Evil будет использовано столь же аккуратно и со знанием дела.
P.S. Не уходите после начала титров, вас ждет небольшая сцена, в которой Вескер получит свои темные очки из рук одного хорошо известного персонажа Resident Evil 2!