У сериала по мотивам «Властелина колец» просто не было шансов увернуться от скандалов и токсичных войн в интернете. Слишком уж это крупная франшиза, слишком уж ранимое вокруг неё существует сообщество и слишком уж дерзкие люди заведовали пиар-кампанией шоу. Это тот случай, когда инфошум вокруг произведения от него неотделим. А потому мы кратко поговорим и о причинах народной ненависти к «Кольцам власти», и о качестве самого сериала.
«Кольца власти» красив настолько, что просится в IMAX
С этим, кажется, в итоге согласились почти все. Когда нас кормили тизерами, отдельные кадры, вырванные из контекста, смотрелись слегка кринжово и картонно. Но целиком сериал чудовищно красив и громить его картинку просто нет смысла. Отлично потрудились все — и гримёры, и костюмеры (пожалуйста, не придирайтесь к тонким церемониальным доспехам Галадриэль), и художники по причёскам, и, конечно, VFX-художники, не зря над сериалом трудилось сразу двадцать VFX-студий. В «Кольцах власти» много первоклассной графики, но не меньше и помпезных натуральных съёмок с дорогим реквизитом.
Неудачные кадры найти всё ещё можно, но это капля в море. И давайте не забывать про уморительную ситуация вокруг тизера, в котором логотип сериала отливали из расплавленного металла. Тогда многие тоже раскритиковали графику, но оказалось, что её в тизере не было вообще — создатели тизера использовали настоящий расплавленный металл. Точно так же во второй серии шоу некоторых возмутил водяной дракон, вроде как совсем уж ломающий толкиновские описания этих существ. А меж тем Толкин упоминал водяных драконов под названием лингвилоки в «Истории Средиземья». Иногда расстроенные фанаты усердствуют слишком сильно.
Самые заметные расхождения с книжными описаниями Толкина и визуалом фильмов Питера Джексона — коротко подстриженные эльфы и темнокожие актёры. И хотя логику появления темнокожих эльфов и гномов я уже критиковал в большой заметке, пережить эти веяния современной моды можно. К тому же играют все актёры хорошо — это куда важнее. А в остальном картинка «Колец власти» вполне следует атмосфере того «Властелина колец», который я запомнил с детства — с эпическими видами на сказочный мир, полный чудес. Есть в этом и библейский размах, и возвышенность, и «странность», которая для меня и отличают «Властелин колец» от прочего фэнтези. Всё это здорово дополняется музыкой, написанной Беаром МакКрири в духе кинотрилогии, а восхитительную главную тему вообще написал Говард Шор, композитор обеих кинотрилогий.
В «Кольцах власти» параллельно развиваются четыре сюжетные ветки
Происходит всё во времена второй эпохи — первую нам показывают лишь мельком, быстренько рассказывая о войне с Морготом. Одна сюжетная линия посвящена Галадриэль, её поискам Саурона и боданиям с королём эльфов нолдор Гил-Галадом, который считает, что враг сам собой исчез. Вторая рассказывает о хоббитской девочке Нори, которая нашла загадочного и подозрительно волшебного человека на месте падения метеорита. Третья повествует о темнокожем эльфе Арондире, который влюблён в человеческую самку и одним из первых находит свидетельства возвращения орков. Ну а четвёртая рассказывает о Келебримборе, который задумал некий важный проект (ну вы поняли) и помогающем ему Элронде, который в процессе отправляется за помощью к гномам.
Все линии преподносятся размеренно, как в трилогии Джексона. Каких-то явных логических провалов в первых двух сериях нет — не считая суицидального прыжка Галадриэль за борт корабля во время плавания в Валинор, конечно же. Диалоги возвышенно-пафосные, а хоббиты смешные и слегка кринжовые — но именно настолько, насколько ты и ожидаешь. Но главное — первые две серии создают интригу, пробуждают желание смотреть дальше. Поначалу истории кажутся разрозненными, но потихоньку начинаешь чувствовать в них общее напряжение — надвигается что-то жуткое. В этом плане ощущения от просмотра «Колец власти» здорово так отдают «Властелином колец» Джексона.
Впрочем, важно признать, что всё это можно было снять и вне рамок «Властелина колец», ничего при этом не потеряв. Сериал оперирует знакомыми именами, но от самого «Властелина колец» при этом максимально отстранён. И уж от легендариума Толкина тем более. И тому есть причина.
«Кольца власти» — это фанфик уровня серии игр Middle-earth, написанный со связанными руками
Почему племя хоббитов харфутов (мохноногов) в сериале не называют, собственно, хоббитами? Да потому что у создателей сериала нет прав на слово «хоббит». И на «Сильмариллион» нет, как и на другие важные для лора «Властелина колец» произведения Толкина вроде «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья». 250 миллионов хватило только на покупку пачки флэшбеков из «Возвращения короля», которые и приходится растягивать на пять заявленных сезонов, попутно швыряясь отсебятиной. И виноваты тут не столько боссы Amazon, сколько злобные представители The Tolkien Society.
Где-то руки у создателей сериала были развязаны — о тех же хоббитах до начала третьей эпохи ничего толком неизвестно, так что их вполне можно показывать цыганами-кочевниками, выдумывать какие угодно истории, не сильно раня лор. В этом плане чернокожие харфуты, кстати, канону не противоречат. А вот в других аспектах написанный именно Толкином лор идёт к чёрту полностью.
При этом местами отсебятина вполне себе работает, дополняет каноны «Властелина колец» и не противоречит им. Например, битва с орком, пробравшимся в жилище людей позволяет взглянуть на этих тварей с новой стороны. У Джексона герои кромсали орков легко и непринуждённо, а тут мы видим огромного, сильного монстра, который внушает ужас — такими орков и видят обычные жители Средиземья.
Но расхождения с каноном не так уж важны, пока история получается интересной, верной атмосфере первоисточника и красивой
В фанфиках нет ничего плохого. Трилогия Питера Джексона — тоже тот ещё фанфик. Проблема в другом. Создатели сериала не смогли или не захотели объяснить фанатам, что они снимают. «Тени Войны» и «Тени Мордора» от Monolith Productions тоже были фанфиками, но сообщество их приняло хорошо — потому что они сразу были заявлены именно как неканоничные фанфики от фанатов и для фанатов. Да ещё и конкретно по джексоновскому «Властелину колец». Да ещё и без «Властелина колец» в названии!
А в случае с «Кольцами власти» менеджеры ходили вокруг да около, не говоря ни о чём прямо. Фанаты размечтались об одном — и они имели на это право — а получили совсем другое. При этом на свои возмущения они получали только обвинения в расизме и рассуждения о том, насколько важно адаптировать творчество Толкина под современные реалии и важности темнокожих актёров для разнообразия и всего хорошего. Контакт с аудиторией был просран полностью, и в этом никого, кроме руководства Amazon, винить невозможно. Тем более история продолжается позорным «демедж контролом», в рамках которого с агрегатора IMDB (принадлежит Amazon) удаляются негативные и даже просто сдержанные отзывы о сериале.
Сейчас остаётся надеяться, что пыль вокруг релиза «Колец власти» уляжется, эффективные менеджеры Amazon (да и сами актёры) перестанут тыкать палкой фанатов, а люди, реально работающие над сериалом, смогут выдержать качественный уровень первых двух серий. «Властелин колец: кольца власти», кажется, всё-таки не бестолковое и довольно приятное шоу. Лично мне он нравится гораздо больше второй и третьей частей «Хоббита». Смотреть стоит.