Новый комедийный сериал «Жизни Матрешки» — это «День Сурка» нашего поколения. Не хуже и не лучше, не такой душевный, зато более отвязный. Другой. Как и в «Дне Сурка», все держится на двух вещах: идее о том, что один и тот же день повторяется вновь и вновь, и харизме главного героя. И (извините, сейчас будет святотатство) Наташа Лионн не уступает здесь Биллу Мюррею.
История следующая: нью-йоркская фурия с огненно-рыжими волосами празднует свой 36 день рождения. Праздник не особо задался. Друзей много, вечеринка в самом разгаре, но самой героине (ее, кстати, зовут Надя) как-то невесело. Потому что у нее кризис среднего возраста, и тело, подорванное бухлом, веществами и сигаретами, уже сбоит.
Она снимает какого-то занудного хмыря, просто чтобы на ДР спать не одной, и… умирает. А потом снова, и снова, и снова. И каждый раз оказывается в одной и той же точке — в ванной на своем дне рождения. К счастью, сценаристы не стали держать зрителя за идиота и драматизировать, так что героиня с первого же раза понимает, что погибает по-настоящему и возрождается вновь. Она — деятельная и порывистая, поэтому принимается искать выход из ситуации сразу, без нытья и лишних рефлексий.
«Жизни матрешки» — это не хоррор в духе «Счастливого дня смерти», а черная комедия. Поэтому Надя умирает не от рук маньяка, а каждый раз по собственной глупости. Она падает в лифтах, попадает под машины по пьяни, давится во время еды, ее бьет ток — и все в таком духе. Я бы такое показывал детям на ОБЖ — это очень поучительно и на самом деле заставляет задуматься о технике безопасности.
Идея про вечный, повторяющийся день — избитая, но прекрасно подходящая для ситкомов (на самом деле, они все и так сплошь «День Сурка», просто это не указывается). Здесь же все доведено до абсурда: героиня может помереть за одну серию, кажется, раз десять — и с каждым разом она получает новый опыт, становится умнее, осторожнее и понимает о себе что-то новое.
Но важнее и лучше всего в Russian Doll — это именно актриса, Наташа Лионн. В ней столько силы и энергии, такая мимика и спонтанность, что она одна вытягивает весь сериал. Ее героиня — сильная и независимая, но это не нарочитая позиция, сделанная для политкорректности, а просто факт, который сразу принимаешь.
Она работает в игровой индустрии и последние лет двадцать мается от похмелья. У нее есть много секретов, детские травмы и все такое, но она не унывает и никого не винит в своих проблемах. Людей она, по большей части, ненавидит, они ее — тоже, так что живет, в целом, в гармонии с миром.
Надя — это такой нормальный мужик. Она сталкивается с трудностями, но всегда пытается решать их, да еще и помогает тем, кто глупее и слабее. В ней безумная воля к жизни и тяга прожить ее быстро и ярко, под рок-н-ролл. В общем, перед нами привычный типаж оптимистического циника с тягой к саморазрушению.
Актерская игра Наташи Лионн — это именно то, ради чего стоит смотреть сериал. Следить за изменениями ее мимики, комичными выходками и выкидонами интереснее, чем разбираться в здешней метафизике. А с метафизикой в «Жизни матрешки» все тоже в порядке.
Сценаристы попытались объяснить, почему героиня попала во временную петлю, но не стали перебарщивать с моралью. Да, она натворила всяких дел, и теперь должна их исправить, но это не то же, что в «Дне Сурка». Недостаточно просто быть хорошим — надо еще и найти случайный баг во Вселенной и исправить его.
Кому и в каком настроении стоит смотреть «Жизни матрешки»? Если вы смотрите сериалы фоном, вам не зайдет, потому что самое крутое, что тут есть — это актерская игра и манерность Лионн, за ней нужно следить. Не понравится и тем, кто ждет именно комедии «на поржать» — с кучей явных шуток и дичи. Здесь все ситуативно — смешны издевки над героиней, которые каждый день готовит для нее Провидение, и то, как она с ними справляется.
Понравится тем, кто любит смотреть сериалы как фильмы — разом 8 серий, при этом привязываясь к героям. Отлично зайдет тем, кто сам застрял в «Дне Сурка» и перестал видеть ежедневную обаятельность Вселенной. Еще понравится тем, кто любит умных, но взбалмошных рыжих женщин с шикарной шевелюрой. Но это понятно уже из трейлера.
Сериал «Матрешка» доступен в Netflix с 1 февраля 2019.