10 февраля в эфир возвращаются «Ходячие мертвецы». Впереди вторая половина девятого сезона, и недавно стало известно, что десятому сезону тоже быть. Отличный повод рассмотреть эту историю о зомби с неожиданной стороны — с точки зрения политологии. Потому что политика здесь — важнее всего.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

«Ходячие мертвецы», несмотря на стабильное падение рейтингов (очередной антирекорд был осенью) остаются одним из самых популярных сериалов на современном телевидении, и, кажется, перешли в новую фазу своего развития. Хотя новые сезоны подвергаются все более жесткой критике, многие ненавистники сериала, как оказалось, слабо представляют себе, о чем «Ходячие мертвецы» вообще, и что в них действительно важно.

Если оставить за бортом «Карточный домик» (который придерживается реалистического сеттинга), то в 2010-х на ТВ есть только два великих политических сериала. Один из них — многократно восхваленная всеми «Игра престолов». А второй — «Ходячие мертвецы», в которых зомби-апокалипсис происходит в привычном для нас мире, и оттого история Рика Граймса, его друзей и врагов может сказать нам об обществе и механизмах, с помощью которых оно удерживается, не меньше (а то и больше), чем феодальные разборки в Вестеросе.

Это как раз то, чего подавляющее большинство критиков понять не может: смотреть «Ходячие мертвецы» стоит не как зубодробительный экшн или медитативный хоррор, но как масштабный политический триллер, с ярко выраженным драматическим компонентом. Тенденция к политической проблематике в сериале начала явно прослеживаться где-то в третьем сезоне, и быстро стала центральной, причем зомби к последним сезонам все более явно превращаются в то, чем они были в классических ромеровских фильмах — фон для социального комментария.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Если принять этот ход развития сериала как естественный, все становится на свои места. «Ходячие мертвецы» — это сериал, в котором дается картина прежде всего политической жизни выживших, создающих новое общество на обломках старого. Своей кульминации эта тенденция достигает в восьмом-девятом сезонах, когда между общинами начинают выстраиваться собственно политические отношения (то есть те, что основаны на различении друзей и врагов, а значит — возникает перспектива войны).

Но  задолго до появления Нигана и «Спасителей» в сериале поднимались темы, характерные как для современной политической теории, так  и давно ставшие классикой политической философии. Чтобы дать более ясное представление о том, что исследовали авторы сериала за последние девять лет, ограничимся тремя большими примерами.


Пример первый. Проблема происхождения государства


сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Один из самых древних вопросов, занимавших людей, размышлявших о политике, касается того, как в принципе возникает политическая власть и как люди делятся на приказывающих и подчиненных.

В середине XVII века великий английский философ Томас Гоббс дал на этот вопрос ответ, заложивший основы современного понимания политики. Ответ был такой: государство — это Левиафан, монстр, созданный одними людьми, чтобы защищаться от других. Там, где нет сильной централизованной власти, идет война всех против всех. Единственный способ ее прекратить — делегировать одному человеку политический авторитет, позволяющий организовать государство и удержать его в целости и сохранности, обеспечив тем самым безопасность подданных.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Томас Гоббс

Именно этот процесс мы наблюдаем в первых сезонах «Ходячих мертвецов»: идет та самая война всех против всех, и каждый сам за себя. А затем, начиная примерно с третьего-четвертого сезона, мы наблюдаем различные формы обретения политической власти: от мягкой диктатуры Губернатора (о котором чуть позже) до тоталитарной системы, выстроенной Ниганом.

Правда, здесь есть важный нюанс: в теории Гоббса нет ничего похожего на режим, установленный в Александрии, и объяснить его нам поможет другой классик английской политической мысли, Джон Локк. В конце того же XVII века Локк предложил свою теорию образования государства. Он не был столь пессимистичен в отношении человеческой природы, полагая, что люди вполне способны самостоятельно решить вопрос о своей безопасности. А если установленное начальство плохо справляется с этим вопросом — вполне можно его заменить, мирно или не очень.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Джон Локк

Жители общины Рика живут вполне «по Локку»: они много обсуждают ценность каких-то решений и спокойно могут позволить себе критиковать руководство (если не сказать больше). Правда, за это они платят тем, что с безопасностью у них, прямо скажем, не очень. Все остальные общины, прежде всего Спасители, живут строго «по Гоббсу»: цена их безопасности — максимальная концентрация власти в руках одного лидера, никаких обсуждений, готовность легко выкинуть за борт ненужных людей.

Если говорить о более современном взгляде на вопрос о возникновении государства, то кажется вполне очевидным, что «Ходячие мертвецы» очень ярко иллюстрируют принятую в политологии модель государства как «оседлого бандита»: сериал очень подробно показывает, как политическая власть вырастает из бандитизма, который становится все менее стихийным.


Пример второй. Проблема легитимности


Еще один традиционный для политической философии вопрос – что заставляет людей подчиняться правителю? Если оставить грубую силу (которой обычно дело не ограничивается), то остается легитимность — та идея, которая делает конкретный режим оправданным в глазах населения.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Губернатор

Конечно же, философов (а позднее — политологов и социологов) мучил вопрос о том, есть ли универсальная, верная для всех людей, легитимность — и нужна ли она вообще. За этим вопросом автоматически шел следующий: какие плюсы и минусы есть у каждой формы оправдания власти? «Ходячие мертвецы» отлично иллюстрируют и эту проблему, причем со временем она становится все более и более важной в сериале, особенно в поздних сезонах, связанных с Ниганом и войной против него.

Самый первый пример легитимности на политическом уровне дает нам Губернатор и его община. По форме он вполне демократичен. Правитель братается с народом, и вроде бы получает одобрение каждого своего шага от благодарных жителей. На самом же деле, как показывают нам третий и особенно четвертый сезоны, Губернатор прекрасно понимает, что власть его зависит вообще не от жителей общины, а лишь от конкретных вооруженных людей, которые лично преданы Губернатору. Хотя сам он, конечно, тщательно скрывает этот факт.

Еще один яркий пример легитимации — Александрия, где оправдание власти связано с возможностью на нее влиять. Одна из главных причин того, что выжившие в общине Рика постоянно находятся под угрозой — как раз то, что они стараются принимать решения коллективно, и власть там распределена (хотя и неравным образом) между широким кругом лиц. Из-за этого героям бывает сложно действовать эффективно в кризисных ситуациях, что мы неоднократно наблюдаем в сериале.

И, наконец, третий пример легитимации дают нам Спасители и их вождь. Ниган — это отличный пример того, что социолог Макс Вебер назвал «харизматическим господством»: он удерживает свою власть не благодаря консенсусу или аккуратной маскировке под «простого парня», наоборот — его правление строго тираническое, но целиком держится на особенностях его личности.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Ниган

В седьмом и особенно восьмом сезонах эти особенности режима Нигана раскрываются во всей красе: от его методов управления до способов перехвата власти (который в такой системе может быть только насильственным,  что и демонстрирует нам Саймон в одной из серий).


Пример третий. Проблема войны и мира


В классической политической теории, от Гоббса до Гегеля, война — совершенно естественное состояние в международных отношениях. В то же время есть точка зрения (представленная, например, Кантом), что различные политические режимы имеют неодинаковую склонность к войнам. Этот взгляд в ХХ веке постепенно приобрел достаточно широкое распространение.

С момента появления на горизонте Спасителей «Ходячие мертвецы» приобретают международное измерение: разные общины начинают выстраивать разные стратегии поведения во внешнем мире, и это само по себе становится одной из фоновых тем сериала. Легче всего, конечно, видеть эту разницу в ключевом конфликте восьмого сезона — войне против Нигана, где одновременно показывается не только сложность коалиционных войн, но и модель империализма в условиях зомби-апокалипсиса.

сериал ходячие мертвецы политика отвратительные мужики disgusting men

Как можно видеть из этих примеров, в «Ходячих мертвецах» есть огромное число важных социальных тем. Так что становится понятно: долгие разговоры и слишком редкие перестрелки здесь — не более чем органичная часть глобальной истории о том, какой может быть политика после краха цивилизации.

Если вы хотите адреналина и экшна — пересмотрите ремейк «Рассвета мертвецов» или ознакомьтесь с «Нацией Z». Но если вам интересно понаблюдать за тем, как развивается общество в новых и очень неожиданных контекстах, вам определенно стоит  взглянуть на «Ходячих мертвецов».