Этот сериал-антология изначально задумывался как отражение нашей технофобии. Одновременно и сатирическая комедия, и социальный хоррор — в меру фантастический, но больше всё-таки реалистичный. Современная хтонь. Само собой, получалось у сериала не всегда, а пятый сезон и вовсе потонул в самоповторах. Но шестой пошёл ещё дальше: он мало того что наполовину бестолковый, так ещё и к концепции шоу почти не имеет отношения.
Лучший эпизод сезона вообще никаким боком не касается технологий
Речь о втором эпизоде, в котором молодой парнишка со своей девушкой приезжает в родную захолустную деревушку Лох-Генри, чтобы снять документалку. Сначала он хочет рассказать про какого-то деда, охраняющего яйца редких птиц, но быстро переключается на историю маньяка, который когда-то орудовал в Лох-Генри.
Этот эпизод — крепкий депрессивный триллер в духе «Настоящего детектива» с мощным финалом и комом в горле. Ему бы хронометраж не час, а полтора, чтобы получше всех героев раскрыть, и можно было бы выпускать как нестыдный фильм вне антологии. Что даже было бы логичнее, учитывая, что эпизод не про технологии вообще. Это исключительно социальная сатира на нашу любовь к острым историям про реальные жуткие происшествия, за которыми так-то стоят не менее реальные страдания людей. Не слишком глубокая мысль, честно говоря.
Третий эпизод почти столь же хорош, и он даже о технологиях — но не о тех
«Чёрное зеркало» — это сериал об «ужасах» технологий, которые уже с нами. О страхе перед тем, что с ними можно сделать прямо сейчас и во что они эволюционируют завтра — в этом цепкость шоу. Этого ждёт аудитория. Оцифровка реального человека, слежка через умные устройства, виртуальная реальность, доведённая до абсурда система рейтингов в социуме — всё это нам понятно. Сериал в своих лучших эпизодах транслировал страхи, уже сидящие у многих из нас в подсознании.
А третий эпизод рассказывает о двух космонавтах, которые где-то на орбите заняты делами, а в остальное время подключаются к своим искусственным копиям на Земле и живут обычную жизнь. Классная идея! Серия и парочкой поворотов балует, и потенциальные проблемы такой выдуманной технологии исследует. Только как это связано с технологиями, которые сегодня проникают в нашу жизнь и пугающе несутся вперёд? Получилась хорошая фантастическая драма с отыгрывающим на все деньги Аароном Полом, но для нас она не сильно ближе какой-нибудь истории о полёте на планету рядом с чёрной дырой, где время течёт быстрее.
В шестом сезоне «Чёрного зеркала» всего один эпизод в духе «Чёрного зеркала» — первый
Мы начали не с него, потому что несмотря на хоть какую-то связь с концепцией сериала, он не слишком хорош сам по себе. Рассказывает серия о девушке по имени Джоан, чью жизнь внезапно экранизировал стриминговый сервис вроде «Нетфликса». И всё законно, девушка сама дала все разрешения, согласившись с лицензионным соглашением, которое, естественно, не читала. Её жизнь начинает рушиться, а новые серии продолжают выходить.
Впрочем, с изначальной идеей шоу эпизод связан лишь условно. Он высмеивает перегруженные лицензионные соглашения, которые никто не читает, и вытекающий из них юридический абсурд. Но неужели вы всерьёз боитесь, что завтра «Нетфликс» сгенерирует с помощью ИИ сериал о вашей жизни? Это анекдот, но уж точно не фобия. Эпизод в принципе комедийный, с одной «шок-сценой» в духе дебютной серии первого сезона и просто дурачащимися звёздными актёрами. Что-то на уровне серии «Саус Парка», только «для всей семьи» — без уморительных перегибов. Посмотреть, улыбнуться и забыть.
Два оставшихся эпизода просто позорные
Один рассказывает о девушке-папарацци, которая сталкерит популярную актрису и узнаёт о ней нечто. А второй показывает слетевшую с катушек индианку в Лондоне 1979 года, которая сначала страдает от расизма, а потом по велению демона в виде танцора из группы Boney M. начинает молотком забивать людей.
Оба эпизода — это (в плохом смысле) уморительно дешманские хорроры в стиле «стрейт ту дивиди». С неловкими попытками в чёрную комедию, абсолютно идиотскими поворотами и актёрской игрой С-уровня. На что-то похожее я иногда натыкаюсь, когда под настроение погружаюсь в обскурные ужастики родом из Индии или Таиланда с шакальными любительскими переводами и рекламой букмекеров. Без преувеличений!
А уж насколько всё это вяжется с тематикой сериала — наверняка понятно даже из синопсиса. Но, конечно, можно бесконечно растягивать бедную сову и додумывать, интерпретировать.
В итоге я не могу сказать, что просмотр шестого сезона «Чёрного зеркала» — это какое-то страдание. Две с половиной хорошие серии — это не худший результат. Вопрос только, почему это называется «Чёрное зеркало». Создатели исписались? Или сериал в целом решил сместить фокус с технологий исключительно на социальную сатиру? Если так — пусть так, но свою суть он растерял. И зрителей теряет тоже, что неудивительно.
Новая «Сумеречная зона» — ненужный сериал, который придется смотреть