США, середина 19 века. Братья с ироничной фамилией Систерс (Райли и Феникс) — одни из лучших охотников за головами в Америке времен калифорнийской Золотой лихорадки. Некто по прозвищу Коммодор (самое маленькое камео в карьере Рутгера Хауэра), воротила из Орегона, заказывает братьям убийство старателя Уорма (Ахмед). У него вроде бы есть химическая формула реагента, который помогает находить на дне водоемов золото. Параллельно с братьями на поиски Уорма отправляется и детектив Моррис (Джилленхол), который тоже рассчитывает перехватить старателя до того, как он доберется до Сан-Франциско.
С разрывом в несколько недель в прокате — сразу два разных вестерна с последнего Венецианского кинофестиваля. И если у Коэнов получился неровный ироничный киноальманах, вышедший только в США и в Netflix, то англоязычный дебют Одиара получился серьезнее, но при этом и душевнее. В одном, впрочем, фильмы похожи — они оба немного деконструируют классический жанр вестерна, выкидывая из него или переделывая все лишние или устаревшие детали. Картина Коэнов насмехалась над ничтожностью жизни, фильм Одиара — рассказывает о братской дружбе.
Дуэт Райли и Феникса идеально иллюстрирует героев из первоначального романа Патрика Девитта, по которому снят фильм. Первый — одутловатый и спокойный, второй — сексуальный и сумасшедший, они как два соседних кусочка паззла, не похожи друг на друга, но тем прочнее их братские узы.
Братья всегда вместе и даже не понимают, что может быть иначе. Как и у многих на Диком Западе, у Систерс не слишком ровное прошлое (драма с отцом), и точно — туманное будущее. Их профессия постепенно умирает, сминаемая наступающей на варварский Дикий Запад цивилизацией, но об этом пока думает только один из братьев. Второй — нетрудно догадаться, кто — продолжает растворять свою жизнь на дне салунных стаканов виски, развлекаясь на полную катушку.
Их путешествие из Орегона в Сан-Франциско — это, конечно, не просто путь из точки А в Б. Это движение сознания американского народа — от бандитской деревянной одноэтажной жизни до погони за мечтой, цивилизации, состоящей из отапливаемых домов, зубных щеток, современных унитазов и других бытовых радостей. Поиски Уорма, который владеет уникальной технологией, — тоже вполне себе часть воплощения американской мечты. Когда ты не можешь что-то придумать, это что-то можно украсть.
Систерс — американцы от плоти и крови, несмотря на горы трупов, тоже ближе к середине фильма ломаются. Предпринимательство, жгучее желание изменить все в один миг и начать новую жизнь, в итоге перевешивают романтику убийств и разгульной кочевой жизни. «Братья Систерс», несмотря на француза-режиссера, еще раз точно подсвечивают некоторые грани американского характера — и 150 лет назад в Америка состояла из стартапов, бизнесменов и проходимцев. Перемены к лучшему диктуют и траектория отношений главных героев — если они не возьмутся ум, это может разрушить братские узы. А допустить уничтожения семьи они не могут.
О природе «Братьев Систерс» можно бесконечно рассуждать, но главные достоинства фильма Одиара — в лаконичности, прозрачности. Это довольно линейная история даже не об американской мечте, а о семейных узах, которые сильнее любых невзгод, ужасов и сложных обстоятельств.
Француз Одиар привносит в чужой жанр, концентрируясь на отношениях двух братьев, столько теплоты и даже нежности, что это поначалу немного выбивает из колеи. При этом он не забывается, не заговаривается, а довольно близко к тексту экранизирует роман Девитта. «Братья Систерс» ни на секунду не теряют форму, не буксуют, не убаюкивают зрителя. Несмотря на то, что тут, кажется всего две перестрелки на весь фильм, в картине больше драйва и жизни, чем во всех громыхающих блокбастерах года.
Англоязычный дебют Одиара получился не гениальным, но точно впечатляющим. В последних фильмах, снятых на родине, во Франции, было видно, что Одиар уже оттоптался на всех волнительных темах на родине, и категорическая смена языка, жанра, декораций, регистра только помогла его карьере.
«Братья Систерс» — легкий, воздушный, очень вдохновенный и мужской (женщин на экране почти нет) фильм, как в лучшие годы. Да, это не главный на свете вестерн, и возможно для кого-то даже не главный в году (привет, Red Dead Redemption 2 и Коэны), но не симпатизировать «Братьям Систерс» очень сложно. Возможно, для широкого успеха в прокате картине не хватает парочки хорошеньких (в переносном смысле) выстрелов в голову зрителю, нескольких скелетов в шкафу и переворотов сюжета. Но Одиару важнее погода в доме, а все другое — суета.
Вестерн «Братья Систерс» в российском прокате с 29 ноября.