Очень жаль, что почти всё самое важное о «Нет пути домой» мы узнали ещё до выхода фильма. Если бы внезапное слияние паучьих вселенных и появление Отто Октавиуса из фильма Сэма Рейми стало абсолютным сюрпризом для первых сеансов — эффект был бы сумасшедший. Фанатов паучка ещё до релиза перегрели, но даже так фильм выдерживал нагрузку и оказался глубже, чем многие ожидали.
В чём вообще замес?
В финале фильма «Человек-паук: Вдали от дома» Мистерио раскрыл всему миру личность Человека-паука. Паук попытался это исправить, обратившись за помощью к Доктору Стрэнджу. Тот попытался наколдовать на весь мир забвение, но что-то пошло не так, и теперь из других вселенных лезут вообще все, кто когда либо знал, что Питер Паркер — это Человек-паук. Под всеми, само собой, подразумеваются герои экранизаций Сэма Рэйми и Марка Уэбба.
«Нет пути домой» уделяет почти всем злодеям-старичкам достаточно внимания
Со сценарием повезло всё-таки не всем: Песочный человек и Ящер в кадре постоянно мелькают, но не особо развиваются и не сильно влияют на сюжет. А вот Отто Октавиус, Зелёный гоблин и Электро вполне тянут на главных героев фильма, наравне с самим пауком. Они появляются во «вселенной Тома Холланда» не за тем, чтобы устроить эффектный махач с Паркером и исчезнуть. Злодеи общаются с Питером, рефлексируют, вспоминая события фильмов, из которых они явились, и даже общаются друг с другом. Встреча Отто Октавиуса и Нормана Осборна, например, вышла куда сильнее первого появления Осьминога из трейлера, который так всех взбудоражил.
Осознание злодеями того, что вернувшись в свою вселенную они неминуемо погибнут от рук «своих» пауков — достаточно сильная для супергероики драма, на которой крепко держится сюжет фильма. В немалой степени драма работает и благодаря актёрской игре Альфреда Молины и Уиллема Дефо, который даже в кинокомиксе отрабатывает так, словно снимается в «Маяке».
А уж насколько это мощный фансервис и говорить нечего — непосредственно на сеансе мне вообще было всё равно, что именно Осборн и Октавиус вытворяют на экране, лишь бы их почаще показывали. Даже традиционные для фильмов Marvel дурацкие шутейки не портят атмосферу (а одна так и вовсе обыгрывает известный мем из первого «Паука» Рэйми). Да и в целом можно смело заявить, что в плане химии между персонажами «Нет пути домой» — как минимум один из лучших супергеройских фильмов.
Для развития Человека-паука Холланда фильм тоже важен — в нем наконец-то завершается история становления Питера Паркера
«Актуальный» Питер Паркер всё ещё неуклюжий юнец, неспособный адекватно действовать без наставника. В новом фильме ментора у него нет, а сверху дополнительно давит груз внезапной известности — его личность раскрыта, а люди относятся к этому неоднозначно. И ещё неизвестно что хуже — ненависть и обвинения в преступлениях или трепетное поклонение!
В этот раз судьба заставляет его принимать сложные решения. Сюжет впервые в «новейшей истории» серьёзно ломает Паркера и наконец-то доносит до него культовую истину про большую силу и большую ответственность. И приятно, что сделать последний шаг во «взрослую жизнь» ему помогает опыт пауков Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда.
«Нет пути домой» — это одновременно и достойный финал трилогии Холланда, и эпилог к предыдущим экранизациям, выжимающий из фанатов слёзы запоздалой передачей эстафеты от старичков молодому поколению. Фильм даже кое-какие огрехи старых картин исправляет и заполняет давние пробелы.
А вот фанатов исключительно киновселенной Marvel, которым нет дела до стариков, фильм может расстроить
Потому что для развития вселенной он не делает почти ничего. Весь его вклад — это полноценный дебют мультивселенной, в существовании которой мы и так не сомневались. При этом новым-старым героям, если отрезать их предысторию, банально не хватит глубины. Все эти переживания из разряда «что я наделал и в кого превратился» почти не имеют смысла в отрыве от старых фильмов. Потому что непосредственно в новом они наделали не так уж много.
Да и очень уж размеренный фильм по меркам марвеловских блокбастеров получился. Экшен в «Нет пути домой» довольно редкий, куцый, избитый (ого, суперлюди кидаются машинами в пробке!) и хаотичный — хотя тут дело вкуса, кто-то может сказать, что у Marvel почти всегда так. Самые напряжённые, мурашечные, талантливо поставленные и снятые сцены фильма случаются в диалогах — это одновременно и сильная, и слабая сторона «Нет пути домой».
Касательно блокбастеров главный вопрос обычно прост: идти или не идти? В случае с «Нет пути домой» причин не идти нет. Олдовых фанатов фильм не разочарует. Он не просто копается в пыльном наследии, но и дополняет его — теперь Человек-паук из киновселенной Marvel важен для старых экранизаций, а они важны для него. Ну а для новичков, которые помимо Холланда пауков и не видели, «Нет пути домой» станет просто очередным фильмом Marvel — не хуже и не лучше многих, что тоже достойно.
Как создавался «Человек-паук: Через вселенные» — один из лучших мультфильмов последних лет