10 августа в России выходит мистический хоррор «Два три, демон приди!», уже наделавший шуму на фестивале «Сандэнс» и нареченный критиками одной из главных жанровых сенсаций года. Наш хоррор-эксперт Дмитрий Соколов рассказывает, насколько оправдан хайп вокруг фестивального хита.
Миа вместе с подругой Джейд и ее младшим братом Райли тусит на вечеринке, где проводят спиритические сеансы. Правила просты: любой желающий пожимает керамическую руку, говорит кодовую фразу «Я впускаю тебя» — и на полторы минуты отдается во власть вызванного призрака. Ну а офигевшая аудитория, само собой, фиксирует все на телефоны и выкладывает в соцсети. Тайминг в 90 секунд крайне важен, ведь если вовремя не разорвать связь с миром духов, призрак может засесть в теле и перехватить над ним весь контроль. Миа, пережив свой опыт одержимости, остается в восторге, а вот когда в ритуале хочет поучаствовать Райли, Джейд и остальные поначалу резко против — их смущает возраст мальчика. Но, поддавшись на уговоры Мии, ребята все же соглашаются пустить Райли к руке в щадящем режиме, всего на 50 секунд… и, разумеется, они горько пожалеют о своем решении.
«Два, три, демон приди!» — режиссерский дебют австралийцев Дэнни и Майкла Филиппу, авторов популярного канала TheRackaRacka (общее число просмотров их видосов на YouTube зашкаливает за миллиард), известных своими безбюджетными короткометражками-пародиями, в которых фигурируют пицца-боди-хоррор с Рональдом Макдональдом, безумные покемоны и прочая веселая дичь. Впрочем, стоит предупредить: вопреки столь яркому бэкграунду фильм оформлен как вполне конвенционный хоррор, использующий всем привычные техники вроде скримеров или длинных саспенс-сцен с напряженной тишиной.
Фишка фильма в том, что традиционная подача сюжета здесь сочетается с молодежной драмой про семейную травму. Умело обыгранная комбинация и вызвала всеобщие восторги критиков, называющих фильм, к примеру, «Зловещими мертвецами» для Snapchat-поколения. И хотя высокие оценки профильной прессы понять можно, при ближайшем рассмотрении фильм оказывается отнюдь не настолько революционным, каким кажется на первый взгляд. Ну а теперь, как водится, по порядку.
Что касается общей концепции фильма, то легче всего выразить ее так: «зумеры изобрели Коматозников». Действительно, при всех различиях в сюжете, по акцентировке и замыслу фильм Филиппу сильнее всего напоминает культовый мистический триллер Джоэла Шумахера, режиссера «Пропащих ребят», «8 милиметров» и «Телефонной будки». К чести братьев, в их работе достаточного своеобразия, речь идет о перекличке тем, а не плагиате. «Два три, демон приди» — это переделка классического сюжета про спиритические доски, адаптированная для юзеров YouTube и тиктока.
В самом деле, если фильм чем-то и выделяется, так это портретированием главных героев. Для них регулярный контакт с призраками (то есть, на минуточку, экспериментально доказанная жизнь после смерти) — повод поржать и записать очередной пранковый ролик. Все сцены с весельем вокруг руки явно сняты людьми, знающими толк в кринж-контенте: смотреть на эти глупости смешно и жутко одновременно. Но игра на контрастах — не единственное, что умеют братья Филиппу. По мере развития событий смех сменяется страхом, и в хорроре начинает проявляться драматический компонент. Когда с Райли происходит трагедия, на передний план выступает персонаж Мии, а сценарий все активнее обыгрывает тему ее одержимости, размывая границу между видениями и реальностью. Здесь «Два, три, демон приди» плавно превращается в хоррор-драму о всепоглощающем чувстве вины и отчуждении, которое в итоге приведет Мию к еще одной — столь же непоправимой, сколь и закономерной — семейной трагедии.
Процесс соскальзывания главной героини в безумие изображен, повторюсь, привычными средствами, но за счет убедительной актерской игры и неплохо прописанной динамики в отношениях персонажей выглядит правдоподобным. Более того, несмотря на все обилие призраков в сюжете, история реалистична именно потому, что мистика здесь обрамляет вполне понятную травму главной героини, которая не может смириться с самоубийством матери, а затем еще и оказывается виновницей другого жуткого инцидента. При этом оформлены саспенс-сцены эффектно, и надо отметить, что сделаны они в основном по старинке, с помощью грима, умелого освещения и монтажа, что только добавляет атмосферности. Разве что в одной поначалу криповой сцене авторы будто экранизировали старинный мем «в рот мне ноги» (зато какой восторг для фут-фетишистов!). Кроме того, в фильме есть несколько довольно жестких физиологичных эпизодов, и крови режиссеры тоже не стесняются. Везде, где она должна быть — она есть, и зачастую в больших количествах.
Что касается недостатков, то в сценарии есть ровно одна серьезная недоработка, связанная как раз с драматическим компонентом. В кульминационной сцене объяснения с отцом вдруг выясняется, что отец скрывал от Мии критически важную информацию о суициде ее матери, причем главная проблема тут не в самом утаивании, а в мотивировке. Выглядит она, мягко говоря, неадекватно именно с точки зрения беспокойства за ментальное здоровье дочери. Правда, глобально это не рушит всю драматургию, хотя и оставляет на ней заметный шрам. А что касается нечетких правил игры с рукой — это не баг, а фича, ведь ужас происходящих событий во многом связан с тем, что герои толком не понимают, что им делать, и как справиться с призраками, захватывающими их тела.
В общем и целом, «Два, три, демон приди» должен понравиться всем любителям историй о призраках, даже за вычетом того, что ничего сногсшибательно оригинального здесь нет. Это вполне традиционная по исполнению и месседжу (не играйте с привидениями, ведь никогда не знаешь, кто действительно ответит вам «на той стороне») история, но с новым поколением тинейджеров в главных ролях. Для дебюта очень даже неплохо.