В прокате на этой неделе стартует новая, уже пятая часть известного научно-фантастического боевика — «Терминатор: Генезис» с вернувшимся в сериал Арнольдом Шварценеггером. Картина получилась очень-очень средней (если не сказать плохой), но за обаянием и харизмой 67-летнего артиста, который тут сыграл одну из главных ролей, этого можно и не заметить.
2029 год. Искусственный разум Скайнет находится на грани уничтожения. Войска сопротивления под руководством Джона Коннора проводят решающую двойную атаку в надежде одновременно отключить главный источник питания Скайнет и его самое мощное оружие. Первая часть операции проходит как по маслу, а со второй возникают трудности — в самый последний момент перед уничтожением компьютерному мозгу все же удается отправить в прошлое терминатора для уничтожения Сары Коннор, матери лидера постапокалиптического человечества. Следом за ним отправляется и Кайл Риз, который должен спасти девушку от машины. В отличие от оригинального «Терминатора», по прибытии в Лос-Анджелес 1984 года Риз застает Сару не инфантильной поклонницей Элтона Джона, а готовой к ядерному будущему вооруженной воительницей. Такой девушку воспитал терминатор Т-800, прибывший (почему-то) на Землю в середине семидесятых и спасший Сару от гибели.
«Генезис» можно назвать, пожалуй самым насыщенным событиями и от того сумбурным фильмом серии. После вполне классического вступления сценаристы «Генезиса» включают вторую скорость. Приготовьтесь: за два часа экранного времени сюжет совершит несколько странных кульбитов; герои пару раз сиганут туда-сюда во времени, кое-кто из хороших персонажей перейдет на темную сторону, а некоторые вопросы так и останутся без ответов. Впрочем, если вы читали слитый в прошлом году Сеть сценарий «Генезиса» (сейчас его не найти, но есть выдержки), знайте — все правда. Более того, авторам картины так и не удалось аккуратно собрать воедино все сюжетные ниточки. Это отразилось на стройности истории: если раньше неточностям в сюжете «Терминаторов» посвящали отдельные буклеты в коллекционных DVD-изданиях (например, ко второму фильму), то теперь придется писать целую книгу.
В том, что сюжет в «Генезисе» похож на плохо порезанный винегрет, есть предположение, виновата попытка авторов выпустить блокбастер в популярном нынче коммерческом жанре «и нашим, и вашим». То есть создать фильм, максимально понятный как бородатым фанатам оригинальных картин, так и для тех, кто знать не знает о Скайнет, терминаторах и Арнольде Шварценеггере (хотя таких людей представить, конечно, сложно). Для первых постановщик Алан Тейлор, прославившийся работой на телевидении и фильмом «Тор-2», последовательно переснимает все любимые сцены из прошлых лент: вот полицейский участок, вот — погоня через весь город, вот — голый Шварценеггер отнимает одежду у нахальных панков, фраза «I’ll be back» — продолжать можно бесконечно.
Для тех, кто помоложе, Тейлор вклеивает в сюжет модные путешествия во времени, профессиональные современные спецэффекты и актуальную для сегодняшнего дня историю о том, что весь мир рано или поздно поработит свихнувшийся искусственный интеллект, который теперь маскируется под видом безобидной операционной системы.
В старании угодить всем и каждому Тейлор так и не придумал, что хочет сказать новым «Терминатором».
Например, к третьей и четвертой части можно относится как угодно, но и Джонатан Мостоу, и даже МакДжи не пытались копировать фильмы Кэмерона, а старались придумать новые трактовки истории войны человечества и Скайнет. У Мостоу получился (очень симпатичный) олдскульный боевик с противоположной оригинальной дилогии моралью — что будущее каждого предопределено; у МакДжи — грязный жесткий постапокалиптический экшн в духе Mad Max или Fallout. В «Генезисе», наоборот, нет ни одной собственной идеи, а фильм лучше всего характеризует английское слово generic — он похож на все на свете, от картин Кэмерона до любого безликого современного голливудского боевика. Это еще один фильм о свихнувшемся искусственном интеллекте, а также о том, что любой, даже самой сильной женщине, необходима в жизни любовь. И на «Генезис», по большому счету, можно было бы не обращать вообще никакого внимания, если бы не одно «но» — Арнольд Шварценеггер.
Возвращение Арни в большое кино после политической отлучки нельзя назвать удачным. Два фильма «Неудержимые», где у Шварценеггера было минут десять экранного времени, подражание Клинту Иствуду и другим красиво постаревшим голливудским дядям в очень слабом «Возвращении героя», средний боевик «План побега» со Сталлоне; про «Мэгги» и «Саботаж» вообще вспоминать не хочется. И вот «Генезис». Возвращение к, возможно, самой главной роли в карьере. И Шварценеггер вместе с авторами картины оторвались по полной. Арни здесь не только один из центральных героев, но и главный (и единственный) шут, а также сердце и душа фильма. Харизмы и обаяния 67-летнему актеру хватает, чтобы украсть шоу: в какой-то момент тебя перестает волновать абсолютно все: перемещения во времени, Скайнет, другие актеры, терминаторы.
И тут выходит довольно парадоксальная ситуация. «Генезис» — это плохой фильм, который при этом очень умело давит на болевые точки поклонников «Терминатора». Арни, ремейки знаменитых сцен, знакомые герои, опять же I’ll be back (спасибо, что не Hasta la vista, baby) и другие инъекции ностальгии, которыми Тейлор накачивает зрителя. И в какой-то момент сдаешься. Ну да, плохо, да — плюешься, но как только Арнольд со своей железобетонной улыбкой появляется на экране и начинает карикатурно гримасничать, вся злоба и расстройство куда-то уходят.
Таким образом, «Генезис» лучше всего рифмуется с недавним выступлением певца Канье Веста на фестивале «Гластонбери», когда он решил исполнить Bohemian Rhapsody группы Queen (занятие, понятно дело, заранее обреченное на провал). Даже глядя на то, как муж Ким Кардашьян мажет мимо всех нот, публика сходила с ума, неистово подпевала, крутила флагами и получала удовольствие от вечного хита, пусть исполненного самым отвратительным образом. С «Генезисом» примерно то же самое: режиссер дурит, актеры играют невпопад, сюжет пересказать невозможно, все плохо, а в финале слезы от встречи со старыми друзьями наворачиваются на глаза. В общем, то ли мы так сильно соскучились, то ли ностальгия и правда страшно сильная вещь.