10 ноября на Netflix вышел криминальный триллер «Убийца», в котором Майкл Фассбендер слушает The Smiths, много путешествует и вышибает людям мозги одним выстрелом. Рассказываем, каким получился новый фильм Дэвида Финчера, и почему он получился настолько стильным.
На чердаке дома где-то в Париже сидит худощавый мужчина с невыразительной внешностью. Он размышляет о статистике роста населения Земли, выполняет зарядку, оглядывает улицы через окно… и собирает снайперскую винтовку. Рано или поздно цель появится в доме напротив, после чего нужно будет сделать ровно один безупречный выстрел. Но когда приходит время, Убийца впервые в своей карьере промахивается. Теперь ему нужно как можно скорее бежать из города, добраться до безопасного места и выжить, потому что работодатели таких ошибок не прощают.
«Убийца» — проект страсти Дэвида Финчера, который он хотел реализовать около двадцати лет
В основе сюжета лежит серия французских графических романов, выходящая с конца 1990-х, и рассказывающая о том самом безымянном киллере. Фильм интересен еще и тем, что это первая совместная работа Финчера и сценариста Эндрю Кевина Уокера со времен культового шедевра «Семь». На этот раз у них получился не мрачный детектив с отсылками к христианской теологии, но медитативный триллер, и хотя классикой «Убийца» вряд ли станет, посмотреть его определенно стоит.
Первое, что необходимо отметить: в фильме отлично поддерживается высокий темп событий, несмотря на то, что экшна немного, а главный герой все делает спокойно и без какой-либо суеты. Сценарий разбит на главы, каждая из которых разворачивается в новой локации, где Убийце необходимо решить очередную задачу, чтобы продвинуться к цели. За два часа киллер успеет свалить из Парижа, показаться в Доминикане, и даже заглянет к (внимание!) мужчине из Флориды. Надо ли говорить, что их встреча получится не очень радостной?
Финчер с привычным мастерством выдерживает визуальный стиль
Каждый город оформлен в собственной цветовой гамме: серо-черные парижские улицы сменяются желто-рыжими крышами Санто-Доминго, а засыпанный легким снегом Нью-Йорк выглядит набором башен из стекла и бетона. Убийца всегда одет неброско и незаметно, сливаясь с толпой; он работает аккуратно, продумывая каждую деталь, и терпеть не может импровизаций.
Насилия в фильме много, но это не безбашенные перестрелки или смачные драки (один серьезный махач с мужчиной из Флориды все-таки будет), а точечные и смертельные уколы. Убийца всегда старается стрелять в голову, оставляя в живых только тех, от кого нужна полезная информация.
Фильм дает нам не только рельефный психологический портрет киллера-профи, но и показывает миллион деталей его мира
В этом смысле «Убийца» похож на процедурал, только не полицейский, а криминальный: главный герой ведет расследование, шаг за шагом выясняя, кто угрожает его жизни, и столь же методичино решает возникающие в связи с этим проблемы. Нам показывают схроны, полные оружия и паспортов, дают посмотреть, как Убийца избавляется от всех следов неудачного покушения. В общем, нас плотно погружают в контекст киллерского ремесла.
Фассбендер хорошо справляется с ролью отстраненного и хладнокровного профессионала, и надо сказать, что львиная доля атмосферы фильма создается за счет центрального персонажа. Все прочие люди здесь всегда на втором плане (у Тильды Суинтон, например, всего одна, пусть и большая, сцена), однако наблюдать за Убийцей и его внутренними монологами всегда интересно.
По расстановке акцентов и тональности «Убийца» напоминает «Американца» — еще один меланхоличный триллер про киллера с Джорджем Клуни в главной роли. В финчеровском фильме, к счастью, намного больше действия, и в этом смысле «Убийца» порой напоминает неофициальную экранизацию Hitman. Как и в играх про Сорок Седьмого, здесь особое внимание уделяется тщательному планированию, наблюдению за целью, отслеживанию нужных людей и максимально незаметному применению силы.
«Предугадывай, не импровизируй», говорит Убийца. И как раз-таки последовательное применение этого принципа спасает его во многих ситуациях. Как и в играх про лысого киллера, здесь порой встречаются отличные шутки с серьезным лицом. Взять хотя бы сцену, когда Убийца слушает The Smiths, глядя сквозь оптический прицел на то, как тучный господин забавляется с доминатрикс (девушке, увы, не повезет уйти с места покушения). Что касается литературного первоисточника, то хоть стилистическая перекличка фильма и книг заметна, Финчер все-таки достаточно вольно обращается с элементами сюжетов графического романа, да и сам облик Убийцы у него заметно отличается.
Это динамичный и красиво снятый минималистичный триллер, в котором нет каких-то масштабных идей или грандиозных сцен, но в каждом кадре чувствуется режиссерское мастерство.