«Проклятие монахини» — мистический хоррор, который (наряду с «Аннабель») является спин-оффом франшизы «Заклятие». И, надо сказать, что фильм ужасов вышел на грани: он достаточно слабый, чтобы советовать его каждому, но достаточно неплохой, чтобы провести за ним промозглый осенний вечер.
Румыния, начало 1950-х годов. В уединенном католическом аббатстве происходит жуткое самоубийство молодой монахини, и Ватикан направляет для расследования инцидента опытного священника с темным прошлым (Демиан Бишир) и молодую послушницу, которая еще не принесла монашеских обетов (Таисса Фармига). В румынской глуши им придется столкнуться с могущественным демоном, обитающим в аббатстве еще со Средних Веков.
«Заклятие» — одна из самых коммерчески успешных хоррор-франшиз 2010-х, и поэтому нет ничего удивительного в том, что появление отдельного фильма про весьма колоритного монстра из этой киновселенной было лишь вопросом времени.
Удивительно скорее то, как британский режиссер Корин Харди («Из тьмы») и, особенно, сценарист Гари Доберман (писавший сценарий в соавторстве с Джеймсом Ваном, автором самой первой и второй частей «Заклятия») подошли к своим обязанностям. Фильм, имеющий очень много потенциально эффектных (пусть и шаблонных) компонентов — от места действия до персонажей — почти всегда работает вполсилы.
Нет, все ключевые для хорошего мистического хоррора детали на месте. Здесь и традиционная легенда о древнем зле под монастырем, и пророческие видения главной героини, и, собственно, сам демон, появления которого сделаны, кстати, вполне эффектно.
Но все эти интересные, или хотя бы неплохо сделанные, элементы постоянно разбавляются откровенной сценарной ленью и, что смотрится особенно странно, периодическими шутками (связанными в основном с романтической линией между местным крестьянским пареньком и послушницей).
Можно еще как-то, хоть и с натяжкой, объяснить существование в коммунистической Румынии католического аббатства. Но объяснить наличие в румынской провинциальной глухомани 1950-х бара с англоязычной вывеской «The Black Bear» уже намного сложнее. Это особенно смешно, учитывая, что до этого в фильме минимум один раз подчеркивается проблема языкового барьера.
Отдельный вопрос — сама легенда о демоне, запертом под сводами храма: опуская, опять же, вопрос о том, что делали католические крестоносцы в православной Румынии, хочется попросить сценаристов поаккуратнее копировать идеи. Два сюжетных хода (включая один критически важный) выглядят калькой из хорошо известного фильма «Рыцарь демонов ночи». Ну, и в довершение ко всему, в фильме неожиданно много легковесного юмора, который в два счета разрушает атмосферу мистического ужаса, тщательно создаваемого буквально за пару сцен до этого.
Однако сам по себе сюжет развивается быстро, вокруг героев постоянно что-то происходит (несмотря на то, что они часто почти одни), и скучать не приходится, равно как и забыть о том, что это все-таки хоррор.
Острые, как демон из табакерки, сцены расставлены грамотно, и финальная конфронтация тоже выглядит довольно неплохо. Как бонус, в конце фильма сделана не самая банальная попытка более плотно вписать всю историю в контекст сюжета «Заклятия», которую могут оценить поклонники.
Так что для тех, кто хотел бы скоротать вечер за просмотром хоррора, сделанного, хоть и не без огрехов, но по традиционным чертежам, «Проклятие монахини» — не самый плохой вариант.
«Проклятие Монахини» (The Nun) идет в российских кинотеатрах с 20 сентября 2018.