На зарубежных стримингах вышел индонезийский экшен, в котором две сильные (во всех смыслах) героини интенсивно сражаются друг с другом. Рассказываем, каким получился новый боевик от мастера жанра Тимо Тьяджанто.

Тринадцатая — молодая сотрудница тайного международного синдиката киллеров, выполняющая рискованные операции по устранению боссов преступного мира. На очередном задании в Японии Тринадцатая случайно убивает невинного человека, и едва не становится жертвой тех, кого ей следовало убрать. 

Умбра, начальница Тринадцатой, отправляет ее на курс по реабилитации в Джакарту, где, в перерывах между тренировками и таблетками девушка знакомится с мальчишкой Монджи, живущим вместе с матерью-эскортницей. Когда ее новый друг внезапно исчезает, а его мать находят мертвой, Тринадцатая решает разыскать пацана и втягивается в борьбу с местным криминальным авторитетом. Так что Умбре вскоре приходится вмешаться, чтобы остановить нарастающий кровавый беспредел.

В начале осени «Блуждающая тень» получила премьеру на знаменитом фестивале в Торонто (где его тепло встретили критики), а позже вышла на Netflix, став хитом просмотров во многих странах — от Франции и США до Южной Кореи и Японии. В целом, хайп и высокие оценки понять можно, Тимо Тьяджанто вновь снял стильный, изобретательный и яростный боевик, только теперь с женщинами в главных ролях. Но все же шедевра не получилось, «Блуждающая тень», хоть и сделана в духе азиатских экшенов вроде «Рейда» или «Пули в голове», лишена их выверенной динамики, а схематичная драма здесь порой перекрывает бодрые экшен-сцены.

Причем на первый взгляд тут все отлично. Фильм полон зрелищных драк и перестрелок в очень разнообразных локациях. Уже в прологе Тринадцатая (в костюме ниндзя, напоминающем облик Сэма Фишера из Splinter Cell) лихо рубится на катанах с толпой якудза, бесшумно скользит в ночных тенях и врубает термальное зрение, расправляясь с врагами в слепящей темноте (эти моменты даны от первого лица, как «вид из глаз» в «Хищнике»). 

Ну а дальше — только больше: будет неравный бой Умбры с «Тенями» в камбоджийских джунглях, побоище в ночном клубе Джакарты, драка с кучей копов в тесной квартирке и, само собой, роскошный женский поединок в финале, когда избитые и обагренные кровью Умбра с Тринадцатой схватятся не на жизнь, а на смерть. 

рецензия Блуждающая тень кадр из фильма

Оформлены боевые сцены в привычном для Тьяджанто стиле: с обилием смачных переломов и ударов, стремительной (но четко сфокусированной на участниках побоищ) камерой, без особых визуальных экспериментов, вроде сплит-скрина или съемок в искаженной перспективе. Тем, кто помнит его хитовый боевик «Ночь идет за нами», общая эстетика покажется привычной, хотя ленивым самокопированием Тьяджанто не занимается. 

Почти каждая сцена включает какой-то пусть не всегда яркий, но заметный нюанс, отличающий ее от остальных. К примеру, бойня в Камбодже — аккуратная (но все равно кровавая) стелс-миссия, сражение с якудзой смотрится как оммаж ниндзя-эксплотейшнам, а ночной клуб Тринадцатая громит в густой фиолетовой полутьме под пульсирующий танцевальный бит

По части боевой хореографии все толково, есть несколько очень эффектных поединков (та же разборка на катанах или драка на складе, переходящая в автомобильную погоню). В целом поклонники боевиков получат немало приятных минут, наблюдая за тем, как Умбра и ее бунтующая подопечная разносят все и всех вокруг себя.

рецензия Блуждающая тень кадр из фильма

Главная проблема фильма в том, что количество экшена не всегда переходит в качество. «Блуждающая тень» идет два с половиной часа, и уже к середине бесконечные сражения начинают банально утомлять. Да, в четвертом «Джоне Уике» хронометраж был вообще в районе трех часов, но там, во-первых, экшен был куда разнообразнее, а во-вторых, был намного более закрученный сюжет. 

Здесь же все сводится к тому, что бедную Тринадцатую, как щепку на волнах, кидает от одной бандитской фракции к другой, и все хотят ее использовать. А драматическая линия с мальчуганом, к которому Тринадцатая прониклась глубокой симпатией, хоть и выглядит правдоподобно, занимает слишком много времени в сюжете. При этом самая интересная сценарная ветка — с противостоянием Умбры и Тринадцатой — задвинута далеко на задний план, хотя концепт двух близких подруг, столкнувшихся в смертельной битве, явно заслуживал большего внимания.

Впрочем, ближе к финальной трети «Блуждающая тень» выходит на верную дорогу, и эти серьезные, но не критичные проблемы растворяются в потоке экшен-сцен. Несмотря на то, что Тьяджанто порой подводит чувство меры, его чувство стиля скрашивает многие недостатки, а пылкая любовь к эффектным дракам и сочным перестрелкам чувствуется даже в самых затянутых экшен-эпизодах. Так что всем поклонникам индонезийских (и, шире, азиатских) боевиков точно стоит обратить на фильм внимание, главное — не ждать от «Блуждающей тени» чего-то сногсшибательного.

рецензия Блуждающая тень кадр из фильма

P.S. Специально для ценителей смотреть кино в оригинале. Персонажи легко переходят с индонезийского или японского на английский (с ощутимыми акцентами), а в одной экшен-сцене суровый киллер Тройка выдает звучное русское «yob tvou mat’!». Звучит столь же неожиданно, сколь и приятно.