Обычно фестивальное кино появляется в прокате далеко не сразу, но в случае с Netflix ждать не приходится. Новый фильм Дэна Гилроя («Стрингер») выложили спустя неделю после фестивальной премьеры. Джейк Джилленхол и Рене Руссо в триллере про современное искусство — классная же афиша? Я тоже так думал.
Сюжет: виднейший арт-критик Морф Вандеволт (Джилленхол) засиделся в критике и хочет написать о чем-нибудь книгу. Его возлюбленная Жозефина (Зави Эштон) работает секретаршей у виднейшего галериста Родоры Хейз (Руссо). В доме Жозефины умирает сосед; она находит его тело, далее чисто из любопытства следует в открытую квартиру, где «находит» какие-то картины. Разумеется, это поразительные образцы наивного искусства.
К делу тут же подключается Хейз и начинает во всей силы продавать картины Витрила Диза — непризнанного гения XX в., 30 лет проработавшего уборщиком и т.д. Диз разлетается за миллионы долларов. Герой Джилленхола подряжается писать про Диза книгу. И тут искусство начинает мстить своим алчным и тщеславным хозяевам.
В трейлере показывают слишком много, если боитесь спойлеров — не стоит:
Гилрой очень живо изображает мир современного искусства. В фильме показана десятки вымышленных арт-объектов, которые вполне можно было бы выставить на настоящих выставках (и впарить за те же миллионы). Герои ведут себя придурковато, но все как будто становится на свои места, когда фильм превращается в хоррор — сначала многообещающий, но потом просто никакой.
Напомню его первый фильм — «Стрингер». Там Джилленхол (и тоже не без участия героини, которую играет Руссо) попадает в довольно правдоподобный переплет. Здесь же Гилрой начинает играть в какую-то мистику с неведомым злом, причем самыми топорными приемами, что можно придумать. Не вдаваясь в подробности — да, картины нападают на людей. Ну а как еще?
Далее, несмотря на исходную топорность происходящего, Гилрой подходит к делу с юморком, вворачивая несколько еще более топорных шуток! В одном из эпизодов галерист, которого играет Малкович, посещает художника. Зайдя в его мастерскую, галерист видит какие-то черные мешки и восхищается «объектом». Разумеется, это мусор, о чем и сообщает художник. Малкович, к слову, украшает фильм своим персонажем, отреченным от суетных центральных героев.
Такое впечатение, что Гилрой (или Netflix руками Гилмора) поставил себе задачу снять максимально толстый фильм про мир максимально утонченных (хочется верить!) людей. Чтобы не было потом вопросов о том, что хотел сказать художник. Искусство в массы, все дела. И ведь получилось! Если так — то это был интересный челлендж. Явно интереснее результата.
p.s. «Бархатная бензопила» — название группы, где играла героиня Руссо. И лучшая находка фильма.
«Бархатная бензопила» доступна на Netflix с 31 января 2019.