13 декабря стартует мировая премьера полнометражного аниме «Властелин колец: Война рохирримов» от режиссера Кэндзи Камиямы. Среди продюсеров затесался Питер Джексон, подаривший нам когда-то трилогии «Властелин колец» и «Хоббит». Мы уже успели посмотреть эту двухчасовую вещицу и остались в смешанных чувствах. Какая-то часть аниме получилась на удивление неплохой, какая-то — сплошное разочарование. Давайте разберемся! Ну и, разумеется, сразу должны предупредить о спойлерах.

Сеттинг «Войны рохирримов»

Мы погружаемся в стародавние времена — эпоху жизни великого короля рохиррим, Хельма Молоторукого. История происходит за 260 лет до событий «Властелина колец» и описывает трагедию и гибель правителя, а также почти всей его семьи.

Рохиррим — всадники, народ, союзный Гондору, они обитают в городах-крепостях и разводят коней в степях Рохана. Среди этого милого средневеково-фэнтезийного окружения мы наблюдаем историю дочери Хельма, про которую в Легендариуме известно только то, что она существовала (даже имени Толкин нам не оставил), и из-за ее замужества разразился скандал, закончившийся смертью и войной.

А теперь перейдем к плюсам произведения Камиямы, их не так уж мало (но и не сказать чтобы много).

Плюсы: рисовка и внимательное отношение к общей фактологии

К стилистике аниме можно относиться по-разному, она самобытна и узнаваема. Сам я, не раз пересмотрев «Манускрипт ниндзя» и «Ди: Охотник на вампиров», никаких претензий к ней не имею. В этом плане «Войну рохирримов» можно только похвалить — нарисовано хорошо, стиль прекрасно ложится на мир Толкина. Авторы не стали ударяться в излишнюю гиперболизированность образов, и за это им спасибо.

война рохиррим война рохирримов
Хельм с сыновьями и дочерью

К общей фактологии Камияма тоже подошел с уважением. Сама история Хельма Молоторукого рассказана верно, если исключить некоторые детали. О ней можно прочитать в статье Виктора Зуева, там она описана так, как есть в Легендариуме. Авторы аниме тоже постарались передать общие моменты: сватовство Фреки, его убийство с одного удара Хельмом, гибель старшего сына Молоторукого при осаде Эдораса, гибель младшего при осаде Хельмовой Пади, смерть самого Хельма, замерзшего насмерть, но не сдавшегося врагам и ставшего для них ночным ужасом, а также воцарение после победы над врагами племянника Хельма, Фреалафа.

Неплоха и общая атмосфера: красивые пейзажи, отличные ракурсы, переносящие нас в мир Легендариума Профессора, отличная музыка… Но, к сожалению, на этом плюсы заканчиваются.

Мэри Сью выходит на тропу войны 

Главная проблема «Войны рохирримов» — главная героиня, которую сценаристы просто впихнули в историю Хельма, наделив ее всеми качествами классической Мэри Сью. Она всезнайка, мега-боец и при размерах, сильно уступающих мужчинам, обладает несокрушимой волей. А еще она постоянно поддерживает боевой дух у мгновенно сдувшихся мужчин-рохиррим (напоминаем, по Толкину это суровые воины-всадники, для которых воинская доблесть — одна из важнейших черт).

война рохиррим война рохирримов
Рохиррим

При этом ее по сюжету пропихивают везде, где можно. Она легко спасается от созданных ей же проблем, защищает Хельмову Падь в самый ответственный момент и помогает Фреалафу разбить врагов. Да и естественно, Вульфа, сына Фреки и главного антагониста произведения, в поединке при штурме Хельмовой Пади убивает тоже она (хотя по канону его убил Фреалаф и совсем в другом месте).

Да и в концовке она не выходит замуж, как, например, Эовин, женщина-воительница из рохиррим, описанная Толкином, а вместе с еще одной боевой мадам уезжает на встречу приключениям в поисках Гэндальфа. И тут мы приходим к еще одному моменту, набившему оскомину и испортившему все произведение — оголтелому феминизму.

Сильная и независимая 

Собственно, это было ожидаемо. Героиня, про которую Профессор упоминает лишь в контексте ссоры, создавшей прецедент, расцветает в аниме всеми цветами современной сильной и независимой женщины. Дочь Хельма по имени Хера (Hera), естественно, пацанка, бунтарка и против всех этих ваших патриархальных устоев. Она не хочет замуж ни за Вольфа, ни за кого-то вообще, а хочет приключений, скакать по степи и махать мечом. 

война рохиррим война рохирримов
Мумак

Не то чтобы в Легендариуме не было женщин-воительниц, как среди эльдар, так и среди людей. Но у Толкина подобное было вызвано особыми обстоятельствами, и женщины брались за оружие, не желая становиться рабынями или защищая свой дом и детей, когда мужчины уже были мертвы. 

Здесь же мы через небольшие (а иногда и нарочито выпяченные) штришки видим один и тот же образ крутых тетенек, которые без сомнения равны мужикам во всем, и даже круче их. Отсюда и придуманная из головы сценаристов история про рохиррим-воительниц, защищавших свой народ, когда мужчины погибли, и даже имевших свой герб. Напомним знатокам лора, что Халет, чью историю скорее всего и использовали сценаристы, придумав рохиррим-амазонок, сама происходила не из рохиррим.

война рохиррим война рохирримов
Халет

Второй вопиющий штрих — наставница Херы, Олвин, одна из центральных героинь аниме. Возрастная воительница, которая мало того, что занимает экранного времени чуть ли не больше, чем Хельм, так еще и является очередной Мери Сью — все знает, все умеет, легко отбивается от нескольких врагов-мужиков. В итоге именно с ней Хера в конце уезжает навстречу приключениям.

война рохиррим война рохирримов
Олвин

При этом мужские персонажи изображены либо отвратительными тварями, вроде мстителя-Вульфа (или его толстопузого папаши Фреки), или тупыми пеньками. Таким, например, показан Хельм, который с какого-то перепугу не любит Гондор (хотя они как раз в союзе, и именно гондорцы в итоге спасли Рохан) и изгоняет своего племянника Фреалафа, поскольку тот подверг его дочь опасности. А ведь это сам горе-папаша отпустил ее на разведку с эскортом из племянника, бой-тетки и мелкого парнишки!

В итоге Хельмову Падь защищают три женщины: главная героиня, ее боевая тетя и пожилая хранительница, живущая в крепости. При этом Хельм валяется раненый, а затем сходит с ума и бродит в снегу, убивая врагов голыми руками, пока остальные мужики просто ноют о том, что все пропало.

война рохиррим война рохирримов
Фреалаф, Хера и Олвин

В концовке, чтобы мы точно не усомнились, что центральная идея повествования — это сильные женщины, устами мелкого паренька (которыми, как известно, глаголит истина), озвучено, что женщины-воительницы наконец вернулись. 

Самоповторы и фансервис 

Стоит также упомянуть, что картина наполнена откровенным плагиатом сцен, содранных с «Властелина колец» Питера Джексона. В целом, это неудивительно, учитывая, что он был одним из продюсеров, и все явно делалось с его благословения. 

Образы олифантов-мумаков, которые с какого-то перепугу участвовали в битве и разрушении Эдораса, списаны с «Властелина колец». Внешний вид Хельмовой Пади и столицы Рохана практически переносят картинки из фильмов в аниме. Это неплохо, и как фансервис вполне пойдет, но зачем было передирать две самые эпические сцены?

война рохиррим война рохирримов
Халет на мумаке

Во время битвы с мумаками одного из них убивает старший сын Хельма, Халет, забравшись в его корзину и перебив всех там находившихся. При этом  сцена практически один в один повторяет подвиг Леголаса из третьего фильма трилогии «Властелин колец», только у Хелета вместо лука двуручный топор.

Самый же эпичный момент «Войны рохирримов» — когда в критический момент в битве за Хельмову Падь из-за холма появляется кавалерия во главе с Фреалафом, одетым в доспехи Хельма. Понятное дело, все нагло и чуть ли не покадрово содрано с подобной сцены из второго фильма трилогии Джексона. Только там на коне скакал Гэндальф во всем своем великолепии. Сделано ли это из-за неумения сценаристов и Камиямы в эпик, или из-за того же фансервиса — мне неизвестно. Но ничего, кроме фейспалма, такой наглый самоповтор не вызвал.

война рохиррим война рохирримов

В итоге: много шума, много рассказов об очередном путешествии в мир Толкина, а на выходе — двухчасовое унылое мыло с кучей боевых сцен, красивых, эпичных, но гнилых и пустых, в попытке пропихнуть очередную Мери Сью и что-то там опять доказать этим патриархальным угнетателям.

Если раньше это вызывало раздражение, то теперь лишь скуку, поскольку бесталанность современных творческих личностей видна все больше. Может, их реально уже пора заменить нейросетями, ведь они гораздо лучше компилируют созданное ранее?

Зенцов!

Зуев!