Группа белых мужчин совершает ограбление и безуспешно пытается скрыться с места преступления. Полицейские загоняют налетчиков в темный ангар, где основательно расстреливают их фургон.
Выживших нет, а совсем скоро мы узнаем, что в фургоне были деньги одного из местных кандидатов в старейшины города. Он заявляется к одной из вдов бандитов и дает ей месяц, чтобы вернуть долг. Женщина, найдя дома блокнот убитого мужа с подробным планом следующего ограбления, решается сама пойти на дело — вместе с вдовами других погибших налетчиков.
«Вдовы» основан на британском сериале 80-х, который, я уверен, у нас почти никто не видел, но этот сюжет тридцатилетней давности, конечно, идеально подходит для современного Голливуда, раздираемого MeToo и обвинениями в харассменте. Стив Маккуин, предыдущий фильм которого («12 лет рабства») взял главный «Оскар», и не пытается это скрывать.
«Вдовы» — это не только фильм про украденные деньги, но и, разумеется, экивок в сторону современных женщин — сильных, независимых и предприимчивых. Все это Маккуин сшивает немного белыми нитками, но серьезно: подмигивания феминизму, несмотря на некоторую топорность (о, этот финал), с которой Маккуин это делает, — последнее, в чем хочется обвинять фильм. У него есть куда более фундаментальные проблемы.
Две первые картины британского режиссера были своего рода манифестами, третья — оскаровским фаворитом на вечную тему. В четвертой Маккуин решил обратиться к чистому жанру, и оказалось, когда в истории нет дополнительных запятых и троеточий, ему и сказать нечего. В складках простого человеческого быта, Маккуин теряется, как образованный интеллигент на рынке.
Он по привычке делает красиво — белое на черном, идеальные интерьеры, четкие наезды чередует с вальяжными расфокусами, — но словно топчется на месте. Вместо безупречного декора, тут, как выражался один герой советского фильма, нужна правда характеров, а Маккуин просто ее не знает, то ли не хочет знать.
Стерильный сюжет «Вдов», его безупречный стиль, правильно подобранные актеры, создают впечатление, что мы находимся внутри не кинокартины, а тщательно проработанной инсталляции в каком-нибудь музее современного искусства. Маккуин играет в жанр, очень аккуратно его пытается воспроизвести, но кроме как за попытку, его и похвалить не за что.
Примерно то же делает и Лука Гуаданьино в «Суспирии», размывая жанровые условности хоррора. Его фильм больше похож не на классический ужастик, а на инсталляцию «Хоррор» в каком-нибудь Турбинном зале галереи Тейт — все слишком красиво и отрепетировано, и от этого не так страшно. Но у Гуаданьино столько энергии, страсти и сил, что его постановка в итоге оживает, заливается кровью и превращается в безумный ведьмин шабаш, сбивающий тебя с ног (кстати, не пропустите, один из лучших фильмов года).
Маккуин же, наверное, в силу своей британской пресной интеллигентности, так не может и не умеет. И поэтому «Вдовы» кажется совершенно ненатуральным, искусственным, где все немного переигрывают, ходят по линейке, но никакой искры и любимой михалковской магии кино нет совсем.
Но главная проблема «Вдов» — он совершенно не работает, как фильм-ограбление. Здесь нет интриги и напряжения, сюжетные повороты, даже если смотреть его вполглаза, угадываются в первые 10 минут. Нет обязательного для жанра витиеватого текста, харизматичных героев (кроме Дювалла, который играет старого расиста, но у него слишком мало экранного времени и создается впечатление, что его всегда Маккуин обрывает на полуслове), все до головной боли монотонно и прямолинейно. А учитывая, что у Маккуина, как мы уже разобрались, нет никакой фиги в кармане, ждать финала нет смысла — в нем произойдет ровно то, что и должно произойти, исходя из немудреной идеи картины.