В прокат врывается «Чудо-женщина» — новый супергеройский фильм в календаре-2017. Несмотря на то, что Галь Гадот — прекрасная женщина, а фильм получился лучше предыдущих картин от DC, никаких чудес ждать не стоит. Осторожно, легонькие спойлеры.
Киноподразделение DC в последние годы бросало из стороны в сторону не слабее, чем московский футбольный «Спартак» с начала нулевых. Поставив перед собой посильную, но все-таки очень сложную задачу — запустить конкурирующую с аналогичной у Marvel киновселенную, они в процессе реализации умудрились наступить, в отличие от противника, почти на все возможные грабли. Но главное, у них не получилось удачно поженить две важные цели: построить мощный коммерческий конвейер, как у врага, но при этом не копировать его целиком и полностью.
Иногда доходило до смешного. В DC то давали карт-бланш режиссеру Заку Снайдеру, как заслуженному студийному многостаночнику, то показывали силу и заново монтировали в продюсерских кабинетах законченный «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра; то вычищали из вселенной последние крохи юмора, отчего закадровая музыка Ханса Циммера становилась примерно раза в три невыносимее, то потом показательно отказывались от своих слов — кривляния и шутки Марго Робби, неоновые шрифты, Queen за кадром, ну вы поняли.
Но зрителя не проведешь: ругань на DC-фильмы продолжается до сих пор. Не помогли даже кассовые успехи. Впрочем, тоже относительные. Когда фильм с планетарным названием «Бэтмен против Супермена» не дотягивает до отметки в $ 900 млн (например, у дебильных «Миньонов» или девчачьей «Красавицы и чудовища» $1,1 и 1,2 млрд соответственно), пора кричать «караул!». Однако «Чудо-женщина», кажется, должна прекратить страдания DC.
DC если не сдались, то уж точно пошли на компромиссы. Новая «Чудо-женщина» — это лучшее (хотя это было несложно), но при этом традиционнейшее выступление в знакомом многим жанре «2,5-часовое представление супергероя». Никаких сюрпризов (если не считать, скажем так, интересного выбора актера на роль главного злодея, но об этом позже), никаких поворотов или перевертышей.
Весь фильм — это последовательный рассказ об одной героине из ожерелья будущей «Лиги справедливости», а если еще проще — такой «Тор» встречает «Капитана Америку». То есть история почти богини в реальных исторических декорациях. Боясь в очередной раз ошибиться, DC пошли в итоге по проторенной Marvel’ом (и правильной) дорожке — если переставить логотипы в начале фильма и не знать мифологию Чудо-женщины, картину с Галь Гадот можно легко представить как часть конкурирующей вселенной.
Все начинается с детства Дианы (еще не Галь Гадот) на райском острове Фемискира, когда-то спрятанном Зевсом от окружающего мира, где живут воинствующие амазонки. Вот наивная девочка спорит с матерью, вот убегает от няньки, вот бьется на палках с тетей (отличная Робин Райт), которая учит будущую супергероиню постоять за себя. Мама по вечерам рассказывает Диане сказки, главная из которых посвящена ее рождению: по легенде девочку создали из глины, а Зевс затем вдохнул в нее жизнь. Ближе к концу фильма станет ясно, что это не миф, а метафора.
Спустя какое-то время в фемискирском заливе терпит крушений немецкий самолет с обаятельным британским шпионом на борту (Крис Пайн). Диана его спасает, но оказывается, что за ним ведет погоню немецкий флот, который (ну, разумеется) состоит только из мужчин. В следующие десять минут амазонки лихо перебивают мужской кусочек германской армии и узнают от шпиона, что на дворе 1918 год, а в мире продолжается мировая война. Диана, несмотря на запрет мамы, как настоящая амазонка, решает отправиться в Европу, найти бога Ареса и убить его. Это, по легенде, должно прекратить войну и завершить людские страдания.
«Чудо-женщина» — не первый отдельный фильм с про девушку-супергероиню в истории («Женщину-кошку», впрочем, вспоминать не будем), но то, что он вышел в 2017-м году, во времена воинствующего феминистического фейсбука, очень символично. Но, к удивлению, авторы тут занимают довольно целомудренную и даже ироническую позицию. Для фильма про супергероиню от одной из главных феминисток Голливуда Патти Дженкинс (она снимала фильм «Монстр» с Шарлиз Терон), в «Чудо-женщине» много милых шуток и виньеток по теме и почти нет пафоса и демонстративной борьбы за равноправие, хотя фильм, конечно, об этом.
Вот Гадот и Пайн лежат в лодке и мило болтают о сексе, вот он же дает ей советы по стилю в лондонском бутике, на поле боя и так все понятно — смотреть на эти заигрывания двух красивых людей можно бесконечно.
Первые 30 минут фильма мужчин в кадре нет вообще, потом они появляются, но тут же почти все умирают. Мир начала прошлого века традиционно патриархальный, а женщины либо не попадают в камеру, либо находятся на побегушках у мужчин. Сами мужчины примерно все идиоты или поехавшие головой фанатики и политиканы и так далее. Однако все эти выпады в сторону сильного пола воспринимаются не радикально, а с улыбкой на лице. Потому что «Чудо-женщину» спасает легкий гендерный юмор, а также абсолютная наивность главной героини, которая не только сглаживает все возможные углы, но и нормально объясняет желание героини бегать по грязным окопам без стеснения в золотых трусах, преследуя при этом мифического бога Ареса.
Главная и единственная победа (помимо щепоток юмора) «Чудо-женщины» — Галь Гадот. Красавица магнетической, необъяснимой внешности идеально вписывается в роль чудо-героини, такой же необъяснимой и неземной. Она прет напролом, не кривляется и в этой прямолинейности есть какая-то необъяснимая красота. Настоящая Wonder Woman.
Увы, кроме Гадот и обаятельной войны полов в «Чудо-женщине» нет ничего примечательного. Дженкинс профессионально справляется с представлением своей героини, чтобы в будущей «Лиги справедливости» можно было не отвлекаться на нюансы. Но все это мы уже видели, все это уже не раз демонстрировали (и часто с большим огоньком) враги из Marvel. Но, без иронии, для DC — это небольшой шажочек вперед. «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц» сильно страдали из-за перенаселенности, когда каждый герой тянул одеяло на себя, а в итоге все превращалось в непонятную кашу. Тут все вращается вокруг одной фигуры и из-за этого механизмы фильма дают сбои намного реже.
Но любая влюбленность в «Чудо-женщину» разбивается о невыносимый, чудовищный финал, который, судя по спецэффектам и громким голосам, кажется, режиссировал Зак Снайдер. Как только на горизонте появляется главный злодей, фильм из легковесного исторического блокбастера превращается в парад пафосных речей и взрывов. Летают самолеты, на Лондон падают бомбы с химическим оружием, шум и гам. И посреди этого — битва богов. Я все понимаю, неземные существа, но фразы в духе «ПОВИНУЙСЯ ИЛИ ТЫ СЕЙЧАС УМРЕШЬ», звучащие на протяжении 10 минут из уст уважаемых актеров, еще лет десять назад в супергеройском жанре считались за моветон, а сейчас от этого хочется сбежать из зала. В перерывах ораторского мастерства — нелепейшая показательная драка с молниями и файерболами, которую я даже пересказывать не буду. Все увидите сами.
Но самый сильный удар под дых — это выбор артиста на роль главного злодея. Если вы хотя бы частично знакомы с его фильмографией, то будете смеяться и закрывать голову руками весь финал. Такое ощущение, что кастинговое агентство просто заключило с кем-то пари — увидеть столь неподходящего актера в такой роли (бога Ареса, напомню), это надо было сильно постараться.
«Чудо-женщина» — безусловно, лучший фильм в новейшем иконостасе DC. Судя по рецензиям на Западе, может показаться, что перед нами шедевр жанра, но это не так — лишь профессиональное кино, лишенное идиотских проблем, свойственных последним фильмам DC. И кажется, что критики, зрители и все остальные так сильно заждались просто сносного фильма от студии, что готовы лепить высочайшие оценки даже столь не выдающейся картине. Хотя я согласен, в таком состоянии спутать нормальное кино с отличным — проще простого.