За 13 лет борцовской карьеры Александр Карелин одержал 887 побед и потерпел всего 2 поражения: неудивительно, что некоторые отказывались с ним биться, а продюсер UFC однажды признался, что его считали экспериментом русских ученых.
Карелин родился в Новосибирске в 1967 году и сразу стало понятно, что на свет появился настоящий гигант.
При рождении он весил 5.5 кг — и это при норме в 3,5-4,5 кг, а в тринадцать вымахал до 178 см при весе в 78 кг. Тем не менее, для такого роста он был достаточно худым, и за необычные пропорции получил в школе прозвище «Головастик». Да и несмотря на то, что с детства занимался бегом на лыжах, физически был развит не особо – по его словам: «Я был крупным парнем, подтягиваться не мог, висел на турнике, как сосиска».
Все изменилось, когда Карелин пришел на тренировку по классической борьбе. Его бессменный тренер Виктор Михайлович Кузнецов, разглядел в парне потенциал и начал его активно развивать.
Да так активно, что всего за три года занятий — с 1981 по 1984-й годы — парень стал мастером спорта, а еще через год – мастером спорта международного класса.
От друзей по команде Карелин получил новое прозвище – «Асфальтоукладчик». «Ну, так открыто ему не говорили, — рассказывал об этом друг Карелина, двукратный чемпион мира и Европы по борьбе Александр Игнатенко, — Но между собой его называли «Асфальтоукладчик» — из за того, что он выигрывал всех и складывал их, как мы говорим, штабелями, аккуратненько».
Карелин стал трехкратным олимпийским чемпионом и выступал с тяжелыми травмами
Свое первое олимпийское золото — разумеется, в супертяжелом весе — Карелин заработал в Сеуле в 1988 году, еще два — в Барселоне (1992) и Атланте (1996).
При этом слава Карелина была такова, что противники иногда даже отказывались бороться с ним. На чемпионате мира в Афинах, итальянец Джузеппе Джунта отказался в финале бороться с Карелиным. Тот очень расстроился. «Ну что, украл у меня возможность. Я же должен был продышаться, — вспоминал борец. — Я разминался, разминался, а экзамен не получилось сдать…после этого остается неуверенность».
Понять противника можно: Карелин побеждал в таких ситуациях, что казалось, что он суперчеловек. Например, свою Олимпийскую медаль в Атланте он заработал через три месяца после ужасной травмы – у него оторвалась грудная мышца, и врачи запретили ему бороться. На восстановление времени почти не было; Карелин почти не тренировался — в основном бегал и делал общие упражнения. «До Игр мы успели закачать руку настолько, чтобы Саша ее поднимал, — рассказывал тренер Виктор Кузнецов. — Но были вынуждены отказаться от многих технических приемов». Что не помешало Карелину взять третью медаль.
За три года до этого, в 93-м, Карелин выступал со сломанными ребрами. Дело было на чемпионате мира: в схватке с американским борцом Мэттом Гаффари одно ребро сломалось, другое — оторвалось. Что не помешало Карелину выйти на следующую схватку со своим старым противником – шведом Томасом Йоханссоном, и победить.
Александр Игнатенко, вспоминая тот бой, приводит слова шведа. «Йоханссон после схватки сказал: “Карелин врет, Карелин обманывает. Он специально пустил слух, что сломал ребра, чтобы меня усыпить, мою бдительность усыпить, бдительность всех своих соперников, это его хитрость, он пошел на хитрость».
Всего Карелин оставался непобежденным тринадцать лет: кроме трех олимпийских медалей на его счету девять титулов чемпиона мира по классической борьбе.
От отца-боксера Карелин унаследовал довольно специфическое чувство юмора.
Как он сам говорил про себя, «он родился уже в нокауте». В школьные годы юмор позволял ему отшучиваться от старшеклассников — те злились, что Карелин ухаживал за их одноклассницами, и частенько его поколачивали.
Уже взрослым он любил угореть над коллегами. «Был такой журнал «Андрей» с небесспорным содержанием для мужчин, там были откровенные женские фотографии, я взял однажды, это было в Подольске, на базе в Курилово, вырезал красивые женские тела, а лица приклеил своих товарищей по команде. И написал тексты. Всем понравилось, но, каждый, когда доходил до себя, газета нравится переставала».
Жестко подкалывая друзей, Карелин не забывал и про себя. Однажды американские журналисты спросили его на пресс-конференции, правда ли Голливуд заключил с ним контракт, на что Карелин ответил: «Да, собираюсь играть бородавку на морде динозавра, без грима».
Когда однажды Карелина спросили, что заставило бы его применить силу в обычной жизни, он сказал: «Если холодильник нужно поднять на 10-й этаж, а лифта нет». Правда, это не совсем шутка: в другом интервью он рассказывал, что при переезде в самом деле затащил холодильник в квартиру — только на 8-й этаж.
Продюсер UFC хотел подписать Карелина и думал, что его создали русские ученые
В девяностые, когда слава Карелина уже гремела по всему миру, а промоушен UFC еще только набирал обороты, продюсер Арт Дейви искал противников для бойцов из семьи Грейси, специалистов по борьбе в партере. И не мог не обратить внимание на Карелина.
Вот что рассказывал сам Дейви в интервью: «Я очень хотел пригласить Александра Карелина в UFC, я поговорил об этом с братьями Грейси. Они знали его под псевдонимом «Эксперимент». Мы его так называли. Считалось, что он был проектом, разработанным русскими учеными. Мне сказали, что я не могу привезти Карелина в UFC из-за политики, и я не могу себе этого позволить финансово — это будет стоить мне больше, чем Майк Тайсон».
Карелин так и не появился в UFC, но все-таки один бой по смешанным правилам в его жизни был.
Однажды Карелин бесплатно бился в MMA — и победил.
В 1999 году японский прорестлер, боец MMA и основатель промоушена Rings Акира Маэда решил красиво завершить карьеру и бросил вызов именно Карелину. Тот как раз был в Японии, чтобы поддержать наших борцов, выступавших там. И на одной из пресс-конференций появился Акира Маэда и бросил ему вызов.
«Я приехал ребят поддержать…а попал на конференцию вызова, — вспоминал Карелин спустя год на «Вечернем Урганте». — Он (Акира Маэда — DM) пришел и что-то обидное посредством переводчика говорил мне в лицо, но я в японском не спец, я-то думал, что он просто, такая особенность артикуляции, когда слюни летят так далеко. Он что-то рычал рычал, потом я понял, что он обозвал и меня и наших предшественников…Я-то думал, что мы ребят хвалить приехали, понимаешь, а выяснилось, что это меня несколько, так, поносят».
В итоге Карелин согласился на бой. Он не стал надевать перчатки, так как в них сложнее проводить захваты, и выступал в обычной борцовской форме. «Надел свой тренировочный костюм, который не успел постирать. Они считали, что это секретное оружие. Все те, кто пытались записывать, особенно коллеги-повелители картинок, они пытались записывать и падали как бревна от характерного, устойчивого запаха».
Как рассказывал сам Карелин про начало боя: «Он вышел, дважды ударил меня по ноге…лоу-кики это у них называется, я понял, что больно достаточно…и пока я это все понимал, вдруг вижу — нога летит мне в голову, не отдельно стоящая, а к нему присоединенная. А на подошве написано – сорок семь. И я понимаю, что это размер. И я понимаю, что если он этим размером и содержанием мне тюкнет сейчас по черепу, то я буду здороваться по пять раз в день с каждым <…>. Ну и все, я со страху вцепился в него, схватил его за голову, и вдруг услышал что вчерашнее меню булькает у него в организме, рвотный позыв, вот, дышать он не мог, ну а потом ему стало совсем тяжело видимо, а остальное вы видели».
Примерно так и было: поначалу Карелин напропускал лоу-киков и чуть не отхватил с ноги в голову, но затем пришел в себя и утащил Маэду на свою территорию — начал его ломать, используя навыки борьбы. Время от времени судья поднимал бойцов в стойку — и японец снова бил свои лоу. Но все заканчивалось одинаково — Карелин проходил опасную территорию и снова валил противника на землю. Один раз Маэда неплохо прошел в ногу и начал делать болевой — Карелин спасся, схватившись за канат — хотя по правилам этого боя за такой выход из болевого снимали очки.
Иногда в клинче японец бил коленями и кулаками по корпусу. Во втором раунде Карелин изменил тактику: начал проводить болевые — нагружая шею и выкручивая руки японцу. И в итоге победил по очкам. При всем уважении к Маэде и его мужеству, силы явно были не равны.
Изначально Карелину за бой предлагали миллион долларов, но так как олимпийцам запрещено выступать за деньги на профессиональных боях, в итоге еще в момент согласования боя плату за него отменили.
За всю карьеру Карелин потерпел два поражения — и после второго завершил карьеру.
За все годы выступлений Карелин выиграл 887 схваток по борьбе и одну по смешанным правилам. Но были и поражения. Первый раз он проиграл в самом начале своей карьеры, в финале чемпионата СССР в 1987 году Игорю Растороцкому.
Второе же поражение стало настолько тяжелым, что он завершил карьеру. Случилось это на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году. В финале Карелин боролся с американцем Рулоном Гарднером. При счете 0:0 Карелин первым разжав руки в крестовом захвате — и тем самым нарушил правила. Этого штрафного очка хватило, чтобы Гарднеру присудили победу. Это было первое «серебро» Олимпиады в карьере россиянина.
Болельщики тяжело переживали поражение. По словам Карелина, после боя ему позвонил друг: «Саня, ты из достаточно известного борца, стал знаменитым драматургом — ты полстраны плакать заставил».
Возможно, это было превеличением, но некоторых фанатов он заставил понервничать. Карелин рассказывал, что спустя годы, когда он однажды ждал самолет в аэропорту, к нему подошел пожилой мужчина и сказал: «Ты же Карелин, чего ты кепку низко надвинул, да не переживай ты сильно, свой инфаркт я тебе уже простил».
Оказалось, что от переживаний при просмотре финала Олимпийских игр мужчине стало плохо и его увезли в больницу, но, к счастью, откачали.
Про Карелина сняли художественный фильм
В 2016 году на экраны вышел фильм «Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее» режиссера Артема Аксененко. Роль Карелина сыграл Сергей Бондарчук, сын режиссера Федора Бондарчука.
Фильм состоит из трех новелл — про Карелина, пловца Александра Попова и гимнастку Светлану Хоркину. Сюжет Карелина построен вокруг ярких моментов его карьеры — победы над шведом Йоханссоном со сломанными ребрами и проигрыша Гарднеру. В игровые сцены схваток искусно вплетены реальные кадры поединков Карелина. И даже видно, что Бондарчук копирует позы Карелина, особенно в той схватке, где были повреждены ребра — хороший пример реалистичной спортивной драмы. Хватает и других деталей: например, сцены с борцовским баскетболом — специальной игрой-разминкой у борцов, в котором баскетбол смешан с элементами борьбы — команду соперников можно останавливать с помощью бросков и других борцовских приемов.
Сам Карелин так высказался о фильме: «Я бы назвал эту историю «по мотивам». Ведь если показать всю специфику тренировочных будней, то после такого кино никогда родители детей не приведут в зал. А нужно, чтобы у детей возникало желание после просмотра фильма всё-таки прийти заниматься спортом».