Попытавшись разобраться в том, что же такое джаз-метал, вы найдете десятки форумов, на которых люди в тысячах сообщений спорят, где грань между джаз-кором и джаз-металом, что есть метал-фьюжн, можно ли к джазу причислять прогрессив-метал и метал-фанк, где больше джаза, а где блюза. Голова кружиться от этих споров начинает. Одну и ту же композицию разные люди закидывают в десятки разных жанров. 

Смысла в таком тегодрочерстве мало. Потому что «чистым» жанром джаз был лишь на заре своего существования. Затем он расщепился на множество разных направлений – они звучат по-разному, но все равно остаются джазом. А еще джаз оставил такой отпечаток на рок-н-ролле, а затем и на метале, что его корни можно обнаружить во многих «тяжелых» песнях. Но сегодня мы послушаем пять групп, в музыке которых влияние джаза ощущается особенно сильно. Джаз может быть очень, очень тяжелым. Разумеется, подобных групп куда больше пяти, так что делитесь любимыми в комментариях.

Twelve Foot Ninja

Группа из Мельбурна, Австралия. Сами музыканты себя к джазу напрямую не причисляют. Говорят, что играют авангардную смесь прогрессива, фанка, регги и латино, называя это фьюжн-метал. Но джаз здесь есть и много. В качестве источников вдохновения гитарист Twelve Foot Ninja Кин неоднократно называл две легендарные группы – эйсид-джазовую Jamiroquai и Steely Dan, играющих очень замороченный фьюжн-джаз. Другие ориентиры: Deftones и пионеры джента Meshuggah. Вот и смесь получается соответствующая!

Twelve Foot Ninja используют сложные композиционные структуры, играются с размерностью, но не уходят в этом слишком далеко – это не задротство уровня Tesseract или The Dillinger Escape Plan. Эти две группы, кстати, тоже отличные и тоже близки к джазу – на них можно переходить, как следует расслушав Twelve Foot Ninja. Впрочем, «ниндзи» выделяются еще и тем, что не стесняются делать в своих песнях акустические фанково-джазовые секции, бесцеремонно перебивая тяжелые риффы, а потом так же легко к ним возвращаясь.

Больше чем за десять лет существования группа выпустила всего два альбома и два EP. Оба в своем содержании опираются на лор банды и сопроводительные комиксы, рассказывающие о ниндзя, восстанавливающем равновесие в мире, который повис на краю апокалипсиса. При этом в творчестве группы достаточно юмора (посмотрите клипы на One Hand KillingComing for You – да вообще на все), а на концертах они выступают в костюмах ниндзя и отрываются как в последний раз – начинаешь даже верить в надвигающийся апокалипсис. У Twelve Foot Ninja всего один недостаток – отсутствие новых альбомов или хотя бы песен аж с 2016 года.

Primus и Лес Клейпул

Лес Клейпул – виртуоз, один из величайших басистов нашего времени, использующий собственную, уникальную технику игры на инструменте. В свое время он пробовался на роль басиста в «Металику», прослушивание прошло отлично, но в группу Леса не взяли, потому что он был «слишком хорош». Клейпул еще и очень узнаваемый вокалист, да и внешность у него интересная. У Леса полно сайд-проектов и коллабов – все достойны внимания. Но Primus его главная и самая важная группа. И даже если вы о ней никогда не слышали, как минимум одну песню банды вы знаете – главную тему «Южного Парка».

Официально Primus играют фанк-метал – корни у жанра не только в фанк-джазе и метале, но также в классическом хэви, трэше и панк-роке. Но я музыку группы отнес бы и к психоделике, атмосфера во всех их треках бесконечно триповая, музыка Леса из другого мира – это ему имя и сделало. Да и вне Primus Клейпул тяготеет к психоделик-року, хотя всегда сдабривает его фанком со сложными джазовыми мелодиями и приемами – бас-скилл из него рвется всегда. Primus, кстати, оказали огромное влияние на формирование ню-метала и на звук ранних Korn – послушайте, к примеру, песню Too Many Puppies 1990 года.

И обязательно послушайте сайд-проекты Клейпула. С одним из них – The Claypool Lennon Delirium – он как раз в этом году выпустил альбом. Пластинка получилась как всегда атмосферной и очень прог-роковой – достойно. Кроме того, у него есть дико экспериментальный и особенно сильно пропитанный джазом сольный альбом Of Fungi and Foe. Звучит он словно саундтрек к какому-то поехавшему (в хорошем смысле) квесту в духе «Машинариума». Не удивительно, что на фоне всей этой наркомании у Клейпула довольно своеобразное чувство юмора, которое хорошо считывается по клипам Primus.

Animals as Leaders

Инструментальная прогрессив-метал группа из Вашингтона. Живое воплощение маткора и джента, спасение прогрессив-сцены. Animals as Leaders – это трио виртуозов, но центральная фигура банды – ее основатель, гитарист-самоучка Тосин Абаси. Группа пишет и исполняет тяжелую, очень сложную по структуре, но доступную для восприятия музыку. Ни один их пассаж не звучит натужно и это выгодное отличие среди прочих маткорщиков. Animals as Leaders многие считают главными на метал-сцене популяризаторами восьмиструнных гитар.

Первый альбом Тосин записывал практически в одиночку – помощь ему оказывал только гитарист Periphery Миша Мансур. Звук Animals as Leaders Тосин описывает как: «Несколько жанров, соединенных в один, это как прогрессив-метал и прогрессив-джаз… космический метал». Тосин активно использует джазовые конструкции в музыке группы, часто выстраивает композиции в мелодическом миноре, который больше свойственен фьюжн-джазу – в метале такое услышишь редко. Да и вдохновляется Тосин больше именно джазовыми гитаристами – об этом он не раз заявлял в интервью. Но чем дольше обсуждаешь Animals as Leaders, тем дальше уходишь в скучную академичность – нужно просто слушать.

Panzerballett

Среди всех банд этой подборки мюнхенская инструментальная группа Panzerballett к классическому джазу подобралась ближе всего. В их случае даже не нужно объяснять, где тут искать джаз – вы его моментально считаете. У них даже саксофон есть. 

Группу в 2004 году основал гитарист Ян Зервельд, получивший классическое музыкальное образование. Душа у него лежала к джазу, но в то же время он чувствовал какую-то внутреннюю агрессию, которую нужно было выместить. Поэтому он и решил, что его группа будет играть смесь джаза и злого метала. Все участники Panzerballett – профессиональные музыканты с соответствующим образованием. Поэтому их музыку простой не назовешь. Сами музыканты описывают ее как: «Аккуратная смесь фанк-грува с брутально-жесткими, ритмическими риффами и джазовой импровизацией, соединенной с дэт-ска-джазом». Дэт-ска-джаз – разве не круто звучит?

Panzerbalett умудрились сделать себя имя одновременно и на немецкой прогрессив-сцене, и в джазовых кругах. Услышать их можно и на метал-фестах, и на исключительно джазовых концертах. При этом музыканты группы слишком серьезно к своему творчеству не относятся. Они активно юморят и в названиях треков, и в своих сценических образах.

Facteur Sauvage

Преступно малоизвестное французское трио, играющее очень мрачную смесь авангардного джаза, грязного блюза и дикого метала, иногда переходящего в натуральный блэк. Звук у Facteur Sauvage сырой – будто очень хорошие музыканты записываются одним дублем в не самые лучшие микрофоны прямо на сцене. Эта сырость создает добрую половину атмосферы группы.

Facteur Sauvage была основана в 2016 году Даниэлем Скальетом – актером, поэтом и певцом. Концепция коллектива заключается в слиянии кинематографичного звука с поэзией и актерским мастерством. Так свежайший альбом коллектива – Willy Wolf l’homme qui va mourir – рассказывает городскую легенду о Вилли Вульфе, который однажды поджог себя и нырнул с моста в реку Луар с высоты 55 метров на глазах у изумленной толпы. И вокалист Даниэль так погружается в эту историю, передает ее детали с такой экспрессией, будто играет радиопостановку – так звучат все его песни. Facteur Sauvage входит в состав творческого коллектива Freddy Morezon – объединения музыкантов и художников, устраивающего выставки, концерты и перформансы.

Как Scarlxrd смешал трэп с металом