Год только начался, а отличных метал-альбомов уже полно — не от самых известных групп, но тем интереснее. Ирландцы Dread Sovereign уже почти десять лет играют очень мрачную, вязкую, но мелодичную музыку. Далекую от стандартов доступного модерн-метала, стоит сказать, однако упускать их новый, третий по счету альбом Alchemical Warfare точно не стоит. Ведь как можно проигнорировать пластинку, которая в первые же минуты звучит, как «голливудский сиквел» дебютника Black Sabbath?
В Dread Sovereign играют ветераны блэка, дума и пэган-метала
Для людей, глубоко погруженных в блэк и дум-сцену, это вообще супергруппа. Один из ее основателей — легендарный вокалист Алан Аверилл, более известный как Nemtheanga. Он пел во многих группах, но максимального признания добился как фронтмен банды Primordial, знаковой для 90-х блэк-метал-банды, с начала нулевых сильно отклонившейся в сторону мелодичного дума с фолк-элементами.
У Аверилла внушительный опыт как в экстремальной музыке, так и в классическом метале. Лучшее тому доказательство — альбом Fire on the Mountain, который он записал в рамках Twilight of the Gods — еще одной супергруппы c музыкантами Mayhem и Testament.
Присутствие Алана Аверилла в любой группе — уже весомый повод обратить на нее внимание
Потому что Nemtheanga — потрясающий вокалист. Он никогда не ограничивался скрипучим скримом и гроулом, как это часто бывает у блэкеров — хотя и с этим у него проблем нет, рычит он как надо. Но и в чистый вокал Алан тоже умеет — даже в разрывающее высокое метал-пение в духе Iron Maiden или ранних Black Sabbath. От сравнений с ними тут вообще никак не увернуться.
Да и наблюдать за его перфомансами приятно. Мало того, что Алан просто крутой мужичара — типичный брутальный рокер-бородач — так еще микрофон он задирает как сам Лемми Килмистер и басуху (а в Dread Sovereign он и на басу играет) почти всегда держит почти вертикально, будто контрабас.
Музыканты Dread Sovereign вообще умеют поддерживать гнусную сатанинскую атмосферу даже без корпспейнта и наигранного шоу. Это у них получается как на студийных записях, так и на живых шоу — тут группе идет на пользу и минимальный набор музыкантов. Голос, бас, гитара и барабаны — когда на сцене профессионалы, ничего больше для сильного живого звука, заполняющего каждую секунду, и не нужно.
Альбом Alchemical Warfare — это выжимка не Dread Sovereign, а всего творчества Алана Аверилла
Поэтому диск звучит как ода всему металу, вышедшему до начала нулевых. И ода в хорошем смысле линейная — сложно выделить отдельные треки альбома, они плавно перетекают друг в друга и образуют одну эпичную часовую песню.
Дум с жирным грохочущим басом и хрустящей гитарой здесь — связующие звено, не дающее общему звуку явно распадаться на элементы. В каждом треке чувствуется гнетущая, затягивающая атмосфера. Иногда песни экстремально замедляются, становятся сырее и будто начинают низко вибрировать. Но потом надвигается стена звука и в ней может быть что угодно — хоть быстрый блэк с протяжными соляками, хоть трэш-метал вперемешку с эмбиентом. На эту тему даже сам Алан в одном интервью высказывался — речь шла о музыке Primordial, но и к Dread Sovereign это применимо:
«Мы — продукт собственного воспитания. Нормально, когда в нас есть что-то от Iron Maiden, немного Master of Puppets и щепотка Thin Lizzy. Наш звук отчасти сформировался случайно, а отчасти виновата географическая изоляция. Мы не были частью местной блэк-метал-сцены, где звучание групп было узнаваемым. Мы точно не ортодоксальный блэк-метал. У нас были странный идеи и юношеский порыв».
Главный же источник вдохновения для Dread Sovereign — Bathory
На альбоме Alchemical Warfare любовь к классикам блэка и пэгана вылилась в отменный кавер на песню You Don’t Move Me (I Don’t Give A Fuck), который закрывает альбом. И это случай из разряда «кавер лучше оригинала».
Ну а главная характеристика пластинки: когда кавер на Bathory заканчивается, диск хочется немедленно запустить сначала. Но для начала надо будет, собственно, завершить первый круг, а это сходу может быть непросто. Странно считать такое заявление комплиментом, но это он и есть — альбом тяжелый во всех отношениях. Он увесистый, давящий и многослойной, из-за чего с первого захода я просто не смог его дослушать. Первый якорь может упасть уже после десятиминутного трека в самом начале пластинки. Alchemical Warfare — это не фоновая музыка, но к ней хочется возвращаться.