Вселенная «Дюны» Фрэнка Герберта удивительна. За более чем 60 лет она воплотилась во множестве книг, мы видели ее на киноэкранах и в видеоиграх. Свой след «Дюна» оставила и в музыке, особенно в тяжелой и экспериментальной: музыканты посвещают творению Герберта песни и альбомы, а иногда и все свое творчество.
DVNE
Самый очевидный пример — имя группы уже говорит обо всем. Впрочем, в России тоже есть группа «Дюна», но с Фрэнком Гербертом она если и связана, то очень неочевидно! Банда DVNE собралась в шотландском Эдинбурге в 2013 году и до 2015-го называлась просто Dune. Само собой, музыканты группы любят романы Герберта и вдохновляются ими. Но речь именно о вдохновении, а не о прямом пересказе событий «Дюны» в песенной форме. Так, на диске Asheran 2017 года группа пела о проблемах климата и экологии, но обсуждая эти темы, аккуратно отсылалась к мифологии «Дюны» — этого принципа банда придерживается до сих пор. В 2021 году DVNE выпустили альбом Etemen Ænka, на котором в рамках собственной вселенной рассуждают о том, как люди обращаются с властью; это тоже благодатная почва для метафорического использования сюжетов Фрэнка Герберта.
Само собой, «Дюна» отражается и в звуке группы. Банда играет смесь прогрессив-рока и очень тяжелого пост-метала, но при этом их звучание пропитано восточной, «пустынной» атмосферой. Под песни DVNE легко представить бесконечные барханы и бредущих на закате фрименов — а именно к этому группа и стремится. Это справедливо как для дебютника Progenitor 2014 года, так и для свежайшего альбома. На нем банда также удачно заигрывает и с инструментальным эмбиентом — композиции звучат так, что, по словам самих музыкантов, «даже из саундтрека аниме студии Ghibli не выбивались бы».
Necropanther — Eyes of Blue Light (2018)
Necropanther — это молодая денверская группа, играющая на локальной сцене с 2014 года. Сами музыканты свою музыку описывают просто: короткие трэшовые дэт-метал-пени об антиутопическом будущем. Но я бы описал их звук как профессионально записанный, но очень олдовый по своей сути дэт-метал — еще не далеко отошедший от трэшовых корней. Но, внезапно, с мелодическими вставками и крутыми, очень техничными соляками!
В 2018 году группа выпустила альбом Eyes of Blue Light, посвященный «Дюне» — и его можно спокойно назвать настоящей эпической дэт-метал-оперой. Даже несмотря на то, что в качестве вокала тут только скрим и гуттурал. С идеей для диска выступил гитарист группы Джо Джонсон, с детства фанатеющий от романов Герберта. Eyes of Blue Light — это прямое переложение ключевых событий «Дюны», описанное с точки зрения разных героев саги. Но романы Герберта повлияли и на остальные диски группы — потому что именно они сформировали видение будущего у Джонсона, о котором банда в основном и поет.
IX — System VII (2014)
Альбом System VII 2014 года не просто посвящен «Дюне»: это саундтрек к выдуманной истории во вселенной Герберта. Альбом рассказывает о том, как разумные машины создают новую форму жизни — гибрид механики и плоти. А затем запускают новую эру машин.
Однако из самого релиза об этом не узнаешь — альбом исключительно инструментальный, а его лор описан на сайте исполнителя. В центре диска абстрактные электронные композиции, местами напоминающие саундтрек к Dune 2 Фрэнка Клепаки — и наверняка это не совпадение. Но периодически электроника разбивается грязными тяжелыми гитарами, да и в целом атмосфера у релиза очень грузная, металлическая. А грязи тут вообще хватает — диск местами сильно любительский, но атмосфера от этого только выигрывает.
Mechanical Poet — Eidoline: The Arrakeen Code (2008)
Хорошо известный олдам англоязычный альбом московской группы Mechanical Poet, целиком посвященной мифологии Фрэнка Герберта. Несмотря на концептуальную суть диска, единую историю он не рассказывает — это сборник разных сюжетов из «Дюны».
В плане звука альбом застрял между прогрессивным металом и напыщенным классическим — с явным влиянием симфоники, которой хватало и на предыдущих пластинках банды. Впрочем, нередко пластинка прорывается и на территорию модной в конце нулевых «альтернативы» — с клавишами в стиле кибер-готики и гитарами, отдающими звуком аниме-опенингов. Сегодня диск слушается хорошо (в немалой степени благодаря достойному вокалу Владимира Насонова) и даже необычно — ну и ностальгией отдает не слабо. И да, если по «Дюне» сделают аниме — Eidoline: The Arrakeen Code точно нужно брать на саундтрек.
Sandrider
Sandrinder — это преступно малоизвестная группа из Сиэтла, рубящая метал с 2008 года. Название банды напрямую ссылается на наездников червей из «Дюны». И это не просто так — от романов Фрэнка Герберта фанатеют все три участника коллектива. Как говорят сами музыканты — не все их песни опираются на «Дюну», но когда опираются, делают это со всей силы. И таких песен в дискографии группы полно. Как и DVNE, Sandrider не пересказывают события романов Герберта напрямую, а используют отсылки к ним в качестве метафор.
Группа интересна и в отрыве от «Дюны». Sandrider играют многотонную, прошибающую стены и головы смесь гранжа и сладж-метала, хотя их часто записывают и в стонер, и в дум — тут все относительно и может меняться в пределах одной песни. Я бы сказал, что и капля старой доброй психоделики в их звуке тоже есть. Да и ускоряться до уровня трэша они в отдельных песнях не боятся. Крайне многогранная и теплая группа, которая идеально заходит вперемешку с французами Wormsand — близкими по духу, но более медленными и мрачными рокерами. Они назвались в честь великого песчаного червя Шаи-Хулуда, но активно к Герберту в песнях не отсылаются. Как, кстати, и олдовая металкор-группа Shai Hulud!
Annihilus
Annihilus — это очень хардкорный проект Луки Чимарусти, продюсера из Чикаго. В его рамках он делает лоу-фай-блэк-метал — настолько лоу-фай, что производимая им бетонная стена звука часто превращается в невнятный, очень шершавый шум. В 2020 году Лука выпустил альбом Ghanima — в рамках своего шумного звука Чимарусти попытался воссоздать эпическую, но давящую атмосферу произведений Герберта. А уже в 2021 году он продолжил эту тему на более мелодичном и читаемом диске Follow a Song from the Sky.
Dün — Eros (1981)
Больше всего отсылок к «Дюне» можно найти именно в тяжелой музыке, но только ей влияние Фрэнка Герберта не ограничивается. Так, «Дюну» очень любят экспериментаторы. Eros — единственный альбом французских авангардистов Dün, диск концептуальный и вдохновлен вселенной «Дюны».
Музыка на пластинке очень странная, но цепкая. Диск может послужить хорошей отправной точкой к понятию и принятию жанра цойл (иногда пишется как цойль и дзёль) — это выкованный во Франции и Бельгии микс прогрессивного рока, авангардного и фри-джаза, классики, мрачной атмосферы и маршевой ритмики. В случае с Dün, к этому еще и симфоника в стиле саундтреков авангардного кино 70-х примешивается — сумасшедшая дичь. Альбом Eros вообще пропитан тревожной и немного дурной атмосферой — если это и «Дюна», то деформированная и психоделическая. Великий альбом, который в свое время вышел тиражом всего в тысячу копий, но все-таки дожил до наших дней.
Европейские экспериментаторы 70-х и 80-х вообще ценили роман Герберта. Так, в 1979 вышел альбом Visions of Dune от создателя лазерной арфы Бернарда Шайнера. А в Германии в том же году трибьют «Дюне» выпустил другой пионер европейской электронной музыки — Клаус Шульце.