16 апреля на ежегодном калифорнийском фестивале Coachella на открытую сцену впервые за 23 года вышли Guns n’ Roses — в относительно классическом составе, без Иззи Стредлина на второй гитаре и с Фрэнком Феррером на барабанах вместо Мэтта Сорума. За один вечер случилось все, что нужно знать о ближайшем будущем Guns n’ Roses и AC/DC.
Guns n’ Roses издревле производила впечатление группы, которая движется на нескольких конечностях (там как будто бы не было второстепенных и «главных» участников; все были крутые) и ревет вам в лицо здоровенной головой. На два десятка лет от этой рок-абоминации осталась одна голова на палке: пока Роуз ездил по миру, выступая под старым брендом, все понимали, что Guns n’ Roses — это не просто имя, а совершенно определенные люди. В этом смысле полезно вернуться к предыдущей и последней на данной момент работе GnR — неоднозначному альбому Chinese Democracy 2006 года, который выходил так же долго, как в свое время игра Duke Nukem Forever, и в итоге тоже превратился в своеобразный анекдот. Когда Chinese Democracy наконец официально попал в наши плееры (альбом то воровали, то в сеть попадали какие-то демо-версии и прочее), уже набрал обороты Facebook, где пластинка попала под тяжелые аналитические удары. Рассуждали о качестве записи, вокальных способностях фронтмена, «электронике, которая прикрывает шероховатости» (мой любимый экспертный тезис) и прочем, хотя главным образом это была такая ревизия старых хитов с несколько обновленным звучанием. На Chinese Democracy был тупой, но задорный боевик, затянутая баллада с роялем и пронзительным соло и даже дебильные эксперименты, которых у «старых» Guns n’ Roses тоже хватало (вспомните оторванный от реальности рэп My World с Use Your Illusion II). Строго говоря, Chinese Democracy написали и выпустили, потому что а) было уже неприлично, б) ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы тоска по Guns n’ Roses утихла.
GnR как явление возникла очень вовремя. Конец восьмидесятых-начало девяностых стали периодом заката классического волосатого рока про косухи и визгливые вокальные партии; хэви-метал раскололся на трэш, гранж; прежде строго цирковые жанры стали обретать более искренние очертания, и Guns n’ Roses были своего рода сатириками той эпохи. Шубы, лимузины, рейтузы, кожаные жилеты, цилиндр — на участниках GnR эти аксессуары выглядели уже несколько старомодно и не очень серьезно, будто музыканты сами ощущали конец яркой эпохи и должным образом приняли честь быть ее последними почетными представителями.
В 2016 году Guns n’ Roses оказались в похожей роли. С декабря рок-музыка неустанно теряет идолов: Лемми, Боуи, Эмерсон; Вейленд, с которым Слэш играл в Velvet Revolver, умер; Джонсон, который с 1980 года фронтменил в AC/DC, теряет слух. Смерть реальна, парни, и пока мы тут ссоримся, не ровен час, так и поумираем все порознь, и последним, что запомнят про Guns n’ Roses, будет альбом Chinese Democracy.
Фактически воссоединение GnR случилось раньше, в лос-анджелесском клубе Troubadour, а на Coachella состоялся их первый концерт перед широкой публикой. Примечательно, что все сразу же началось с неприятностей: на шоу в Лос-Анджелесе Роуз повредил ногу и на Coachella был вынужден сидеть в течение всего сета. Трон с прожекторами и гитарными грифами-крыльями достался от другого знаменитого рок-калеки — Дэйва Грола, который в прошлом году в угаре упал со сцены, сломал ногу, но все-таки вернулся и в не меньшем угаре доиграл. Стали бы прежние Guns n’ Roses идти на такие жертвы ради фанатов?
Незадолго до фестиваля прогремела еще одна новость (которая ранее курсировала в форме слухов): на период европейского тура AC/DC Эксл Роуз заменит Брайана Джонсона, которому пришлось покинуть коллектив под угрозой потери слуха.
Решение заменить Джонсона Роузом вряд ли было спонтанным: каверы на AC/DC были в программе Guns n’ Roses с начала карьеры коллектива, и на одном из первых шоу GnR в числе собственных песен играли именно Whole Lotta Rosie.
А теперь мнения
Тем не менее, как бы кто ни относился к этому кадровому шагу, Роуз на вокале — единственный и, возможно, последний шанс увидеть AC/DC на сцене. И далеко не худший: вспомните INXS и Queen с победителями вокальных ТВ-шоу у микрофона, поймете, о чем я. Не исключено, что с дальнейшим закономерным уходом всех рок-героев нашего детства выжившие объединятся в один коллектив, который будет просто исполнять все твои любимые песни подряд — и дело будет происходить уже не на стадионах и фестивалях, а в клубах, куда будут ходить только те, кто еще помнит, что это за люди.
Сценарий вполне реалистичный: до Guns n’ Roses сцену Coachella раскачивали сердитый рэпер Айс Кьюб и танцевальные британцы Disclosure, в связи с чем во время сета GnR преобладавшая сравнительно молодая публика ощущала себя несколько не в своей тарелке — на Guns n’ Roses ей было несколько наплевать.