В новом выпуске вашей любимой рубрики про людей, которые поют и играют на инструментах, а потом записывают это на пленку и продают, можно прочитать про новые диски Slayer, Chelsea Wolfe, The Arcs и Uncle Acid & The Deadbeats. Один из них — почти шедевр.

slayerSlayer – Repentless
iTunes/Google Play

Каждая статья о первом за шесть лет альбоме легендарных металлистов Slayer начинается с упоминания смерти Джеффа Ханнемана, скончавшегося в 2013 году от печеночной недостаточности. Трагедия (как минимум для участников, родственников и фанатов группы), определенно, накладывает определенный отпечаток и на историю создания, и на восприятие Repentless. Благодаря Ханнеману Slayer впитали хардкор-элементы, нашли свое лицо и выпустили Reign in Blood, ставший классическим. Без него Slayer «уже не тот», это факт. Проблем добавило и увольнение (говорят, из-за денег) талантливейшего барабанщика Дэйва Ломбардо, который также играл значительную роль в формировании звука и стиля Slayer. В общем, нетрудно понять, почему фанаты невзлюбили новый альбом еще до того, как он успел выйти. Но фанаты-металлисты – товарищи крайне узколобые и консервативные, которые готовы ругать «любимого» артиста за то, что он вместо черной косухи с заклепками надел обычную толстовку. Только вот Slayer во многом до сих пор существует благодаря своим фанатам.

Каждая вторая статья о Repentless обязательно упомянет, что влияние новых участников группы – гитариста Гэри Холта (Exodus) и барабанщика Пола Бостафа (Testament, Slayer в 90-х) – крайне мало, и по сути Repentless является чуть ли не единоличным альбомом Керри Кинга (Арайа, как всегда, принял минимальное участие в непосредственно сочинении материала). И тут есть доля правды: шреддинга и мелодики Холта здесь нет совсем, разве что несколько сумасшедших соло-партий, а Бостафу не угнаться за зубодробительными бласт-битами Ламбардо.

И только несколько статей о Repentless говорят, что альбом неплохой. Хотя с этого, по-хорошему, надо было и начинать. Все вышеперечисленное действительно правда и имело место быть – но группа все же собралась с силами, сделала мощный (финальный?) рывок вперед и наперекор обстоятельствам сумела выдать хороший результат. Если откинуть заранее накрученный скепсис и высунуть голову из собственной жопы, то можно услышать очень крепкий и мощный альбом, который держит заданную Christ Illusion планку. В Repentless есть все, что нужно от Slayer: яростные и хитовые трэш-молотилки Repentless и Implode, мощное хардкоровое трио Piano Wire-Atrocity Vendor-You Against You и не лучшие в карьере, но все равно неплохие медленные тяжеловесы When The Stillness Comes и Pride in Prejudice. Бостаф, конечно, медленнее Ломбардо – как и большинство барабанщиков на планете – но неторопливость он компенсирует мощью и грувом (Take Control, Chasing Death), а кое-где даже успевает блеснуть техникой (Cast The First Stone) – вот вам и свежее влияние. Не самый выразительный и «сухой» продакшн – моя главная претензия к отличному World Painted Blood – остался в прошлом, а гитарами здесь можно распиливать камень.

Repentless тянет вниз не всегда удачное вокальное исполнение – годы берут свое, хотя Арайа после стольких лет ора все еще может выдать партию, от которой лицо стекает на пол – и его излишняя прямолинейность. Slayer известны своими нечеловечески убойными песнями, хотя даже в них, если внимательно слушать, часто можно найти немало нюансов и технических трюков. В Repentless их, по сравнению с лучшими альбомами группы, довольно мало, а все силы пустили на тяжесть и мощь.

Главная причина заочной ненависти к Repentless заключается в том, что не было ясно, для чего он делается. На Кинга и Арайу никто бы, скажем прямо, не обиделся, если бы они объявили о распаде группы – она свое место в истории тяжелой музыки уже давно заслужила. Но не надо забывать, что мы говорим о Slayer – группе, которая выпускает альбом в годовщину трагедии 9/11, поет о холокосте и украшает обложки окровавленной головой Иисуса Христа – группе, которой пофиг на общественное мнение. Так что можете считать Repentless довольно убедительным посылом на хер всех скептиков, нытиков и недоброжелателей. А после такого можно и на покой. [7]

Front Cover DigitalChelsea Wolfe – Abyss
iTunes/Google Play

Новый, четвертый по счету альбом американской певицы Челси Вульф вышел еще в начале августа, но читаете вы о нем только сегодня. Мне потребовался примерно месяц, чтобы понять и переварить Abyss, и на протяжении этого месяца альбом не покидал моего телефона ни на день. Теперь я наконец могу констатировать, что это близкая к шедевру работа и один из лучших альбомов этого года.

Несмотря на очень нежный голос и неагрессивный материал, Вульф вообще будто бы существует в контексте метал-культуры; нежное создание в окружении бородатых орущих мужиков. Она дружит с Russian Circles и Стивеном О’Мэйли из Sunn O))), выступает на разогреве у тяжелых групп, а однажды даже записала очень своеобразный кавер на Burzum. Несмотря на хрупкую внешность и чувственную манеру пения, Вульф создает просто невероятно мрачные, беспросветные и эмоционально опустошающие песни. И если на прошлых (тоже отличных) дисках Apokalypsis и Pain is Love было много фолка, очень альтернативного рока, дарквейва и электроники, то на Abyss мрачность материала обретает соответствующую металлическую форму.

Альбом начинается с перегруженного до неузнаваемости баса, низкочастотных гулов и непонятных потусторонних пульсаций Carrion Flowers. Ранимый и протяжный голос Вульф на фоне этого музыкального мракобесия звучит будто бы чужим, но на самом деле он – на протяжении всего альбома – подчиняет себе и удерживает инфернальные инструментальные мотивы. За 55 минут вы услышите и готической фолк-рок (Crazy Love, Survive), и экспериментальный индастриал (After the Fall), и шугейз (Maw), и нойз (Color for Blood), и увешанный шипами пост-рок (Dragged Out), и даже сокрушительно тяжелый дум (Iron Moon) – музыкальное разнообразие альбома поражает, а первоклассные аранжировки и продюсерская работа Джона Колгнтона заслуживают исключительной похвалы. Текстуры Abyss хоть и остаются всегда готически-мрачными и выдержанными в едином стиле, очень яркие, живые и неожиданные, как внезапный электронный бит на After the Fall. И даже тот факт, что у большинства песен довольно линейная структура от тихого начала до гигантической кульминации, совершенно незаметен благодаря разнообразию звуков, ритмов и техник. И голос. Да, голос Вульф – это сердце всей ее музыки, главная движущая сила и сильнейший инструмент среди всех. Вульф никогда не кричит, но может выть, стонать, шептать, вселять первобытный ужас и, наоборот, приносить умиротворение. Благодаря исключительным вокальным способностям и подаче певица, отталкиваясь даже от еле слышимых звуков и ритмов, рождает поразительной красоты и трагичности мелодии, которые заползут вам под кожу и будут там копошиться.

Интересный взгляд на Abyss добавляет тот факт, что Вульф, по ее собственным словам, приходится мирится с сонным параличом – состоянием, когда ты не можешь окончательно проснуться, а после пробуждения – пошевелиться. В лирике – естественно, насквозь трагичной, зловещей, оплакивающей смерть, утрату доверия и оставленную любовь – также довольно часто фигурирует мотив сна, который тут ни разу не спасение, а та самая бездна, в которую не проникает даже лунный свет. И действительно, прослушивание Abyss напоминает погружение на хаотичное и холодное дно мироздания, почти духовный опыт. Другое дело, что некоторым – ладно, если честно, то большинству – слушателям подобное переживать не очень хочется. Да и неторопливость музыки Вульф и ее готичный черно-белый образ наверняка вызовет у особо недальновидных представителей непонимание и отторжение. Остальным стоит знать, что это альбом, которым вы постепенно обрастаете – и потом не можете стряхнуть еще очень долго. [9]

uncleacidnightcreeperUncle Acid & The Deadbeats – The Night Creeper
iTunes/Google Play

Следователь внимательно разглядывает плохо освещенную комнату в поисках нужных улик. По полу разбросаны конечности недавно убитой проститутки, повсюду кровь. Пахнет сигаретным дымом и сырыми от дождя досками. Подобная картина могла бы послужить описанием какой-нибудь сцены из хоррора про маньяка-психопата, но на самом деле это содержание песни The Night Creeper.

Третий альбом английской психоделической прото-метал группы Uncle Acid в каком-то смысле и есть музыкальный фильм про маньяка, только без видеоряда – в нем есть и сюжет, и персонажи, и постер-обложка, и какая-то кинематографическая структура. Uncle Acid и раньше записывали условные концептуальные альбомы, посвященные одной теме, но в каждом из них обязательно присутствовали три основным элемента: страх, секс и насилие. Разные пропорции давали разные настроения и динамику. Только ни в коем случае не думайте, что это какой-то тупой шок-горграйнд или похожая чепуха. The Night Creeper и по текстам, и по звучанию – скорее старомодный ужастик 50-летней давности про какой-нибудь Лондон (столетней давности), где убийства снимались каким-то психоделическим способом, а злодеи скрывались в тени, делая один шаг назад. В описанном черно-белыми (и кроваво-красными) мазками мире The Night Creeper всегда ночь и почти всегда дождь, по узким аллеям снуют воры и пьяницы, в окне напротив видно проститутку с клиентом, по мостовой семенит какой-нибудь клерк с портфелем – и где-то среди них снует этот самый Night Creeper, выслеживает свою следующую жертву. Повествование чаще всего ведется от его лица, но иногда грань между убийцей и враждебным к поселившимся в нем людям городе будто бы размывается – город сам убивает своих жителей. Между преступлениями периодически возникает абстрактная фигура следователя, который безуспешно пытается поймать маньяка – финальный девятиминутный трек Slow Death как раз про него, замученного и уставшего. В общем, самые настоящие бульварные ужасы.

Сложно однозначно сказать, что в Uncle Acid зародилось первее – музыка или эстетика – но подходят они друг к другу идеально. Их звучание застыло в где-то в начале 70-х, когда рок стал более мрачным и тяжелым, но до полноценного метала дело еще не дошло. Вспомните Pentagram, Sir Lord Baltimore и Hawkwind – ну, или Witchcraft, Graveyard или даже Ty Segall. Стопроцентно аналоговые жужжащие гитары, медленно прорезающие плотный вокальный туман, электроорган, кислотные соло, вязкий грув – главные приемы Uncle Acid. Но это одновременно и главная сила, и основная слабость – The Night Creeper практически не меняется от начала и до конца, все глубжу и глубже погружая слушателя в мрачную атмосферу окутаного страхом города. Это, наверное, сделано специально, но вторая половина альбома заметно проигрывает первой в плане интенсивности материала, из-за чего финальные Inside, Slow Death и Black Motorcade слушать довольно скучно – напряженная история о неуловимом маньяке под конец теряет хватку. И тем не менее, The Night Creeper – довольно завораживающее зрелище. Жду сиквел. [7]

34529-yours-dreamilyThe Arcs – Yours, Dreamily
iTunes/ Google Play

Когда после выхода слабого альбома «Turn Blue» американский блюз-рок дуэт The Black Keys взял перерыв, барабанщик Патрик Керни отправился слушать хип-хоп, стучать на последнем альбоме The Rentals и переругиваться с Джеком Уайтом через пресс-секретарей, гитарист-вокалист Дэн Ауэрбах ударился в продюсирование (например, шикарный третий диск Ланы) и стороннее творчество. The Arcs – его новый сайд-проект, на котором он собрал аж четырех дополнительных музыкантов, двое из которых аккомпанировали The Black Keys на живых концертах.

Yours, Dreamily – очень легкая, приятная и расслабляющая запись. Здесь смешиваются грустный блюз, чувственный белый соул, чуточку госпела, американа и roots rock – жанр рок-музыки, активно использующий лейтмотивы американского фолка и кантри. Добавить к этому горьковатый вокал Ауэрбаха – и получится отличный альбом для теплых осенних дней. В меру запоминающие мелодии, дружелюбный продакшн без острых углов или лоу-фай сырости, и достаточный грув, чтобы фоном услышать The Arcs на какой-нибудь подвижной вечеринке. Некоторые треки действительно получились очень яркими и запоминающимися, достойными попасть в бэк-каталог The Black Keys – Outta My Mind, Stay in My Corner, Velvet Ditch, Chains of Love.

Но вот когда ты начинаешь целенаправленно вслушиваться в The Arcs, то замечаешь, что это довольно поверхностный альбом, приятная фоновая музыка для каких-то других активностей. На диске целых 13 полноценных песен, но после пары прослушиваний сложно вспомнить хотя бы парочку. Возможно, Ауэрбах занимает в местной схеме слишком много места, не давая развернуться музыкантам. Возможно, сами музыканты настолько расслабленны дружественной джэм-атмосферой, что играют тихо, осторожно и будто бы вполсилы – не дай бог перебьешь голос фронтмена. Никаких перепадов в динамике, кульминаций или, наоборот, слишком вкрадчивой лирики – только робкие попытки и в том, и в другом. The Arcs можно сравнить с приятелем, который прикольный и в целом ничего, но весь вечер тусуется в задних рядах и ничего путного так и не сделал. Хотя мог бы. [6]