«Тяжелая ноша» продолжает работу и предлагает послушать главные новинки умеренно тяжелой музыки, включая новый диск фанк-рок легенд RHCP, возвращение французских проггеров Gojira, антивоенную тираду PJ Harvey и музыкальный блицкриг Nails.

PJ-Harvey-The-Hope-Six-Demolition-ProjectPJ Harvey – Hope Six Demolition Project
iTunes/GooglePlay

Английская исполнительница Полли Джин Харви по праву считается одной из самых важных, талантливых и уважаемых женщин в современной музыке. Начав с крайне грязных, бунтарских, но очень вдумчивых альбомов, которые ныне считаюся классическими (Dry, Rid of Me), Харви успела поработать в самых разных стилях и сменить несколько сценических и творческих образов. Альбом 2011 года Let England Shake стал высшей точкой в ее карьере (по крайней мере, на данный момент) — монументальная антивоенная драма, которая до сих пор не утратила актуальности, скорее даже наоборот. Вышедший пять лет спустя Hope Six Demolition Project, который исполнительница записывала в стеклянной студии-кубе в Лондонском музее (тоже часть эксперимента-перформанса), на проверку оказался своеобразным сиквелом Let England Shake, но чаще заставляет вспомнить бунтарское прошлое Полли Джин.

Если прошлый альбом был посвящен скорее Англии, ее внутренним и внешним проблемам, то на Hope Six… под прицелом оказываются Америка и неблагополучные страны третьего мира (без каких-то конкретных упоминаний, впрочем). Харви действительно ездила в Косово, в Афганистан и на Ближний Восток и собственными глазами видела бедность, разруху, осиротевший детей и всевозможные “стены плача”.

Яркие, но печальные образы возникают одни за другим: разрушенное, опустевшее здание Министерства обороны, усеянное пустыми банками, шприцами, пластиковыми ложками “и призраком девочки, которая играет в прятки”; дети, которые развлекаются тем, что делают граффити на Арабском и тыкают палкой в человеческой дерьмо; старушка со связкой ключей, которая ждет, когда вернутся 15 соседских семей; пьяная бездомная женщина в инвалидном кресле; ребенок с опустевшими глазами, который только и произносит “доллар, доллар”. Как и раньше, Харви выступает с очень ясной антивоенной и антиурбанистической проповедью и не теряет надежду, что в какой-то момент человек все же одумается. Но вот слова и звуки, которые она использует теперь, заметно отличаются от Let England Shake.

Харви не стесняется ругаться и рисует действительно не самые приятные картины, при этом теперь ее волнует именно четкость образов, тщательно выбранные слова. Из-за этого иногда страдает рифма, совершаются странные фонетические кульбиты, местами лирика звучит резко и угловато. Но если бы она хотела, то легко могла бы этого избежать — значит, так надо. Вообще, в Hope Six Demolition Project содержание важнее формы, а слова и идеи – важнее звуков и музыки. И если с концептуально-смысловой точки зрения этот альбом замечательный, то с музыкальной стороной все обстоит не так классно. Да, инструменты здесь звучат жестче и громче, продакшн довольно сырой и прямолинейный, часто проглядывают блюзовые мотивы, а саксофон может из обволакивающего соло резко впасть в истерику.

The Wheel, The Ministry of Social Affairs, A Line in the Sand, Dollar Dollar и Chain of Keys – отличные, многогранные песни, где агрессия и негодование уживаются с чутким фальцетом и яркими мелодиями. Но слишком уж часто встречаются композиции, которые кажутся то ли слишком короткими, неспособными полностью раскрыть поднятую тему, то ли незаконченными, то ли просто странно сведенными – в итоге поездка получается довольно неровной, как и дороги в тех самых странах.

Если Let England Shake был изящной антивоенной поэмой, настоящей музыкальной поэзией, то Hope Six Demolition Project – скорее журналистское расследование, грубое, мрачное и “без красивостей”. Не такое приятное, захватывающее и масштабное, но зато честное и, опять же, актуальное. [7]

red-hot-chili-peppers-the-getaway-ltdRed Hot Chili Peppers — The Getaway
iTunes/GooglePlay

В последнее время дела у горячо любимых по всему миру (и в России в том числе; спасибо MTV!) фанк-рокеров Red Hot Chili Peppers шли не очень. То гениальный Фрусчанте окончательно уйдет в сольное творчество, то Кидис с Фли в больницу попадут, то альбомы выйдут паршивыми (I’m With You 2011 года — однозначно худший диск группы за всю историю существования). На The Getaway группа 50-летних мужчин, а также взятый на замену 36-летний гитарист Джош Клингхоффер, видимо, поняли, что хватит читать скороговорки про свой член, и начали процесс творческого старения.

Чтобы приукрасить сей, несомненно, грустный, но неизбежный процесс, был приглашен невыносимо модный рэпер/продюсер Danger Mouse (Рика Рубина после второго десятка в продюсерском кресле все же сменили), который своими методами превращает любую группу в карамельную, выхолощенную пародию на самих себя (The Black Keys, U2, Portugal. The Man). Правда, для баланса за микшерный пульт посадили Найджела Годрича, продюсера Radiohead, который со своей работой справился на пять: микс на The Getaway получился свободным, аккуратным, с мастерскими аранжировками и нетипичными для “перцев” звуковыми эффектами и инструментами. Только толку от этого мало, потому что сам материал на The Getaway слабый.

Как и в случае с I’m With You, музыканты решили выступить с более расслабленной, импровизационной поп-стороны, оставив фирменное фанк-рок-безумие где-то за ширмой. Веселых подвижных треков на альбом раз, два и обчелся (We Turn Red, Detroit, This Ticonderoga), и практически все они являются бледной копией хитов прошлого. Но RHCP умеют сочинять отличные баллады или просто среднетемповые композиции, и вот здесь несколько отличных экземпляров есть: заглавная и слегка мрачноватая Dark Necessities, трогательная Goodbye Angels, грувовая Detroit и неожиданно личная The Hunter — последняя, по-моему, вообще лучший трек из альбома, а ведь это баллада (!) группы, известной своим фанк-роком!

Все остальное — совершенно невыразительные, спокойные и до обидного обычные песни, которым чудовищно стерильный продакшн Дэнжер Мауса делает еще хуже. Кидис поет довольно сдержанно, гитара Клингхоффера очень воздушная и аморфная, размазанная по миксу с помощью множества эффектов, бас Фли да, постукивает, но как-то на автомате, а барабаны Чэда Смита половину записи вообще не слышно — вместо них прихлопывания, притоптывания, покряхтывания и обработанные в модном звуковом редакторе биты. RHCP решили не рисковать, не лезть в бутылку, а просто сделать доступную максимальному количеству людей поп-запись. Другой причины, по которой нужно было нанимать одного из самых невыразительных продюсеров современности, я не вижу. The Getaway никак нельзя назвать “триумфальных возвращением” или чем-то таким, но и провалом тоже не заклеймишь — это именно что монотонная, слишком ровная запись, в которой нет практически ни одного яркого и цепляющего момента. Тем, кто сумеет поймать новый расслабленный вайб группы, The Getaway вполне может понравиться, но для всех остальных, и для фанатов группы особенно — совершенно проходной альбом, о котором через год и не вспомнят. [4]

nails-you-will-never-be-one-of-us-cd-cover-e1460974541184Nails – You Will Never Be One of Us
iTunes/GooglePlay

В самом первом эпизоде фильма о создании третьего полноформатного альбома группы Nails барабанщик Тэйлор Янг говорит простую вещь, которая максимально точно характеризует всю карьеру калифорнийского трио: “Иногда приходится слушать 11-минутный трек группы, которая тебе нравится, только ради того, чтобы дойти до того обалденного одноминутного риффа в середине. Все, что мы делаем — это играем этот обалденный одноминутный рифф”. И буквально сразу же вокалист/гитарист Тодд Джонс добавляет:”Заходим, даем по еб**у и уходим”.

Еще один интересный факт: фильм о создании альбома длится 35 минут, что на 11 минут длиннее самого альбома. Nails действительно играют максимально эффективную, даже утилитарную смесь из грайндкора/powerviolence и старого-доброго хардкора, и не пишут песни по 5 минут просто потому, что в них должны быть куплет-припев-бридж, и все это нескольку раз. По их мнению, в метал-песне должен быть только рифф, от которого вены вздуваются на лбу, глаза наливаются кровью, а барабанные перепонки разрываются на мелкие кусочки. Никаких компромиссов, поблажек или моментов самолюбования — только метал, от которого хочется стену головой проломить. Казалось бы, после совершенно инфернального Abandon All Life сделать еще более злую запись невозможно, но You Will Never Be One of Us доказывает обратное. При среднем хронометраже трека в 60 секунд, Nails умудряются запихать в каждый по несколько совершенно убойных моментов, которые сменяются с бешеной скоростью. Альбом нашпигован бласт-битами, атональными гитарными визгами в духе Slayer (здесь это называется “соло-партия”), интересными ритмическими переходами и очень мощными брейкдаунами, во время которых будет сломана ни одна конечность на концертах. Джонс в том же самом видеодневнике говорит прямо: он хочет делать музыку, которая и посвящена только одной эмоции и вызывает именно ее — злость. Пусть это и не самый изящный творческий ориентир, зато они отрабатывают его на все 100%.

Nails при этом не тупые металхеды, которые рубят одноклеточный ди-бит. Они все мастерски обращаются со своими инструментами, вовремя вставляют элементы других жанров (брейкдаун в стиле Pantera, трешовый галоп или классическое блэк-метал вступление, например), отлично чувствуют динамику композиции. В конце концов, они умудрились не записать ни одного риффа, под который не захотелось бы кинуться в мошпит. Даже традиционный закрывающий эпик на 9 минут, который больше тяготеет к думу/сладжу, демонстрирует завидное динамическое разнообразие. You Will Never Be One of Us также получает несколько бонусных очков за близкий к идеальному продакшн Курта Баллоу, который сумел вычистить шум и грязь Abandon All Life (сделать настолько подавляющие гитары было вполне осознанным решением, кстати) и добавить глубины, отчетливости и грува звучанию группы.

Помните сцену из “Криминального чтива”, когда Винсент Вега со всей силы всадил шприц с адреналином в грудь Мии Уоллес? Вот от Nails эффект примерно такой же. [9]

magma-coverGojira — Magma
iTunes/GooglePlay

В какой-то момент группа, которая начинала свой путь с нишевого жанра, пытается выбиться в мейнстрим и завоевать новых поклонников. Происходит это всегда осознанно, но далеко не всегда исключительно из жажды наживы или популярности: музыканты пытаются сохранить те черты, которые полюбились уже существующим фанатам, и выставить их в новом, привлекательным для других свете, при этом отбросив лишние элементы. Для Mastodon таким водоразделом стал альбом Crack the Skye, для The Black Keys — Brothers, Metallica разродилась Black Album, а Baroness решили сделать Yellow & Green. А вот для французских гигантов Gojira таким альбомом станет Magma. Ведомый двумя братьями Дюплантье, гитаристом/вокалистом Джо и барабанщиком Марио, коллектив начал с техничного прогрессивного дэс-метала и достиг вышей точки в этом поджанре с From Mars to Sirius 2005 года (последующий The Way of All Flesh был скорее излишним и перегруженным ремиксом тех же идей). А вот на L’Enfant Sauvage 2012 года уже начали прослеживаться более доступные чужому уху идеи, которые потом в полную силу зазвучали на Magma.

За что фанаты любят Gojira? За крайне техничную игру и выверенный до мельчайших деталей звук на студийных записях. Каждый их альбом — настоящий подарок для аудиофила-металхеда, который потратился на хорошую аудиосистему. Этот вопрос, мне кажется, можно закрыть сразу же: Magma звучит восхитительно, очень мощно и плотно, с кристально чистым продакшеном, узнаваемым гитарным тоном, уместными и продуманными аранжировками. Тут практически исчезли знаменитые атональные пике, когда мелодия резко срывалась в сокрушающий низкочастотный “вумммм”, но взамен в звучании Gojira появилось больше нюансов и, простите, “атмосферности”. Конкретно Джо Дюплантье все больше поет, а не душераздирающе вопит (хотя и этого тоже немало), и все чаще напирает на мелодию, а не на супертехничные риффы в странных размерах и постоянные смены ритма.

В результате открывающая The Shooting Star, одноименная Magma, пронизанная странными свип-риффами, напоминающая о робо-грувах Meshuggah песня Pray и психоделическая Low Lands добавляют в Magma много если не полностью новых, то хотя бы желанных и насыщенных красок. Иногда Gojira позволяют себе небольшие инструментальные зарисовки, вроде интерлюдии Yellow Stone и закрывающей Liberation, где задействованы только акустическая гитара и африканский барабан. Тяжелые композиции, с поправкой на измененный курс, тоже присутствуют: и два сингла Stranded и Silvera, и безостановочная молотильня The Cell, и грувовая Only Pain — и даже тут Gojira умудряется сохранять мелодию, ясный продакшн и внимание к деталям.

При всей своей доступности и ясности, Magma сам по себе довольно мрачный и злой альбом, полный ощущения изолированности, смятения и непонимания. По большей части это продиктовано тем, что, во-первых, Gojira переехали из Франции в Нью-Йорк и осваивались на новом месте, а во-вторых, во время записи альбома у Джо и Марио скончалась мать, что наложило определенный эмоциональный отпечаток на лирику. И хоть Magma пропитан отчаянием и плохими мыслями, это замечательный повод для радости как фанатов, так и обычных любителей тяжелой музыки. Высочайшего качества работа и очередное доказательство таланта Gojira, которые не растеряли своих главных качеств. [9]