Mushroomhead — по-настоящему театральная группа. Это тот случай, когда сама банда становится персонажем и уже не так важно, кто стоит за этими образами и звуками. Не важно, кто из группы ушел, а кто в нее вернулся, главное, чтобы она продолжала существовать. Музыка Mushroomhead — это бурлящий котел и необузданное творчество. Лучший способ быстро прочувствовать и полюбить эту группу — пройтись по ее лучшим клипам. Тем более, эпохи группы в них отражаются максимально ярко.

Simpleton (1997)

Mushroomhead собрались в 1993 году в Кливленде, Огайо. Изначально это был сайд-проект для целого ряда уже известных на локальном уровне музыкантов. Для них это была отдушина — группа, в которой можно дурачиться и эксперементировать со звукам, не думая ни о чем. А чтобы не шокировать фанатов, которые участников Mushroomhead знают по другим бандам, музыканты придумали псевдонимы, напялили маски и абсурдные наряды. Так вокалист Джеффри Хэтрикс изначально выступал в маске дьявола и свадебном платье. 

На сцене группа тоже отрывалась как могла. В первом составе было аж девять музыкантов — так с ними еще и танцор со стриптизершей выходили. Возможно, группа так и осталась бы веселым балаганом «для души», но их быстро заметили музыканты из уже хорошо известной «костюм-метал» банды GWAR — свое второе шоу Mushroomhead играли у них на разогреве. После этого дела быстро пошли в гору. В итоге участники группы оставили свои старые проекты и сосредоточились на новой банде.

Клип на Simpleton идеально иллюстрирует Mushroomhead 90-х — никакой четкой концепции, только сумасшествие и эксперименты. Группу в то время часто ставили в один ряд с другими ню-метал-командами, но лоуфайная сырость, ломаные ритмы и ставка на громкие клавиши и электронику выделяли Mushroomhead на фоне банд в духе Korn. Да и в основе далеко не всегда был ню-метал — там и гранж, и трэш-метал с индастриалом. В понятных сравнениях музыка ранних Mushroomhead — это кислотная, деформированная смесь ранних Static-X и Slipknot (хотя обе банды младше), да еще и с двумя вокалистами. В таком звуке группа выпустила три альбома, но с наскоку лучше послушать диск XX, выпущенный в 2001 году — это компиляция лучших песен банды из 90-х.

Solitaire/Unraveling (2002)

Одна из самых известных песен группы, которая в нулевых была в плейлисте, наверное, каждого фаната ню-метала. Вышла она еще в 1999 году на альбоме M3 и оказалась максимально близка к тому, что группа будет играть в новом тысячелетии. В клипе видно сразу несколько важных изменений. Состав серьезно обновился, стриптизерши и танцев больше нет, костюмы и маски музыкантов по стилю подогнали друг к другу, вокалисты вообще сменили маски на грим, в атмосфере устаканился четкий хоррор-вайб. А еще это первый клип, снятый после перехода группы под крыло к мейджору Universal. Он же — первый сюжетный ролик группы. Позже такие видео станут одной из главных особенностей Mushroomhead. В этом же году группа залетела на Ozzfest и впервые скаталась в Европу — по сути шагнула на мировую сцену.

Тут же важно ответить, что как раз к 2002 году начал затухать «конфликт» банды со Slipknot, который тянулся еще с конца 90-х. Тогда мейджор Roadrunner подписал их вместо Mushroomhead. При этом Slipknot тоже носили комбинезоны и маски, что некоторые фанаты (да и музыканты) считали плагиатом, ведь «грибоголовые» начали раньше. Но ничего страшного не происходило: группы поддевали друг друга в интервью, а фанаты Slipknot однажды освистали в родном городе Mushroomhead. В 2012 году Кори Тейлор заявил, что между самими бандами конфликта никогда не было.

Sun Doesn’t Rise (2003)

В 2003 году Mushroomhead на Universal выпустили свой самый успешный (полмиллиона проданных копий) и ценный альбом — XIII. И вот на нем-то в центре действительно был ню-метал. Это была самая качественная и собранная работа группы, но не такая экспрессивно-эксперементальная, как диски из 90-х. Впрочем, ню-метал на диске был перемешан с хоррор-атмосферой группы. Упор на клавиши тоже никуда не делся, как и мощнейшее сочетание высокого, маниакально-истеричного вокала Джеффри Хэтрикса и более низкого голоса Джейсона Попсона. 

Среди ню-метал-пластинок XIII — столп, сделавший Mushroomhead бессмертными. Ну а в клипе звучит самая известная и цепкая песня с диска. И пусть сегодня ролик смотрится старомодно, тогдашнюю эстетику группы он цепляет здорово.

12 Hundred (2007)

12 Hundred — это открывающая песня с альбома Savior Sorrow 2006 года. И к его релизу группа снова заметно изменилась. В очередной раз встряхнулся состав, в частности вокалист и сооснователь банды Джейсон Попсон покинул группу, а на его место пришел Уэйлон Ривис — голос у него местами от Попсона почти неотличим, а диапазон даже шире. Да и контракт с лейблом группа потеряла, перейдя на Megaforce (где издаются, например, Testament). 

В то же время визуальная составляющая банды стала жестче и по-хорошему трешовее. Если старые Mushroomhead — это это мистический психологический хоррор, то новые — это жестокий слэшер. Собственно, грим у центрального вокалиста Джеффри Хэтрикса стал «кровавым» и даже мерзким. Под стать ему немного утяжелился звук — местами в сторону металкора, а местами и в дэткор. Клип все это наглядно демонстрирует.

Come On (2010)

Клип на открывающую песню с альбома Beautiful Stories for Ugly Children 2010 года — самого неоднозначного в дискографии группы. Визуальный трэш-хоррор-стиль группы устаканился и устоялся — он все еще на месте. Клип совершенно дикий и яростный, он отлично снят, да и песня — хороший боевик, который на диске выделяется. Но в целом с музыкой группы что-то случилось. Песни на альбоме неплохие, но слишком предсказуемые и «вторичные». Иногда кажется, что слушаешь Disturbed, иногда Slipknot, а иногда Stone Sour — но где же Mushroomhead? Впрочем, результаты он показал не худшие.

Однако в то же время группа столкнулась с серьезными проблемами — Mushroomhead покинули оба гитариста и барабанщик. Но музыканты выкарабкались, откатали два тура и начали готовиться к записи новой пластинки. В 2013 в группу вернулся Джейсон Попсон — это было не внезапное событие, он хоть и вышел из состава, но все же периодически выходил на сцену с бандой. 

Qwerty (2014)

Qwerty — это клип на песню с альбома The Righteous & the Butterfly 2014 года. Никакого сюжета в нем нет, зато продакшен и работа над костюмами вышли на новый уровень. Да, единой «арт-дизайна» снова не стало — но какая стильная у банды получилась «анархия»! 

Если раньше группа выделялась удачным использованием двух вокалистов, то на этом альбоме отлично использовано сразу пять голосов. Попсон вернулся в группу, но и заменявший его Уэйлон Ривис остался в банде — а еще к ним присоединилась вокалистка группы Unsaid Fate Джеки ЛаПонза (с очень цепким, чувственным голосом) и Джас Мик из группы 10,000 Cadillacs. ЛаПонза впоследствии стала частым концертным участником  Mushroomhead. 

Да и в целом The Righteous & the Butterfly — идеальное возвращение. Музыканты вспомнили, что артистизм и отсутствие рамок — центр их творчества. Звук здесь гуляет по жанрам похлеще, чем на альбомах из 90-х — от блюз-рока и классического метала до дэткора и поп-рока. И клавиши снова оказались в центре, добавив трекам по-хорошему вычурной театральности. В целом же, и в плане звука, и в плане визуала Mushroomhead времен этого диска — золотая середина между девяностыми и началом нулевых. 

We Are the Truth (2018)

Mushroomhead — группа со сложной судьбой. Альбом The Righteous & the Butterfly казался спасением стоящей на тонком льду банды, но за ним снова последовала череда уходов, подкосивших коллектив. Так в 2015 году ушел вокалист Уэлон Ривис, а в 2018-м банду покинул ее сооснователь и центральный голос — Джеффри Хетрикс. Впрочем, Хетрикса моментально заменили на Стива Раукхорста, который давно работал в концертной команде Mushroomhead. 

Забавно, что в том же 2018 года банда выпустила сразу несколько отменных, сюжетных клипов, переплюнув продакшен видео на Qwerty. И уже покинувшую группу участники в этих роликах снялись. И хотя все клипы 2018 года отличные, We Are Truth выделяется тем, что в центре видео и песни мощный голос Джеки ЛаПонзы. А ее появление в  Mushroomhead.

The Heresy (2020)

Mushroomhead приступили к работе над новым альбомом еще в 2016 году, но внутренние и внешние сложности растянули его запись на четыре года. Буквально на днях группа выпустила свой первый за шесть лет диск — A Wonderful Life. И The Heresy — одна из самых сильных песен альбома. Тем приятнее, что именно на нее группа решила снять клип, да еще и такой мощный. Искать скрытые посылы в нем не обязательно. Я советую просто наслаждаться чертовски приятным сочетанием звука и картинки: жуткие костюмы, гротескная военщина и Джеки с блэкерским гримом и как всегда обволакивающим голосом — она теперь официальный и полноправный участник группы

Свежий альбом открывает новую эпоху в истории группы. Если Mushroomhead не растеряют творческий запал и смогут удержать текущий состав — все у группы будет прекрасно. A Wonderful Life — это до максимума прокачанная версия The Righteous & the Butterfly. Еще более театральная, более разнообразная в жанровом плане, тяжелая, профессиональная и киношная (многие клавишные партии реально звучат как саундтреки из хорроров). И все это замешивается в уникальный звук, который даже не хочется сравнивать с другими группами. 

Все музыканты выступают здесь будто на пределе возможностей — даже Джейсон Попсон выдает сильнейший вокал, а уж к его читке и раньше вопросов не было. А его дуэт с новичком Раукхорстом (он, к слову, выдает отменные баллады) оказался чертовски хорош. Лучше вокальные партии на диске звучат только когда к этим двум присоединяется Джеки. Ну и периодически вступающий хор до костей пробирает. В сторону A Wonderful Life можно уже сейчас прочитать немало критики, но я считаю, что это образцовое возвращение и один из лучших метал-дисков года.