Ура, Новый год! Ну, почти. Отвратительные мужики продолжают подводить итоги этого сложного, но безусловно крутого года. Хотя бывают ли в жизни иные? Кто-то угорает по группе «Шлем» (любопытно, кто бы это мог быть?), кто-то по исландской электронике, а кто-то и вовсе по венгерскому рэпчику. Главное, мы не остановились в своем эстетическом развитии и расширяем горизонты дальше. Небольшое примечание: здесь не обязательно собраны альбомы 2021. Рассказываем про все, что поразило и захватило нас в этом году, то, что сделало нашу жизнь лучше.
Петр Сальников
«Шлем — «Верхом на Кукулькане»
Новая пластинка группы «Шлем» — это шесть песен, шесть серий бомбардировки звенящими барабанами, стремительными гитарами и абсолютно оголтелым вокалом. После безупречного «Шлемодержавия» 2019 года питерские интеллигентные панки вернулись с альбомом, который не уступает дебюту ни в чем — и даже расширяет границы дозволенного.
Вкратце, Шлем — это не только название группы, но и имя лирического героя ее песен. Беспощадный космический конкистадор покоряет галактики, преодолевает тяжелейшие трипы то под грибами, то под черной водкой, то под мескалем, борется со злом и всячески угорает. «Верхом на Кукулькане» — предыстория этого героя, лаконичный рассказ о его детстве, становлении и первых подвигах. Чтобы слушать «Шлем» и получать удовольствие, знать это не обязательно, но полезно: тем более что тексты тут ироничные, интересные и в некоторой степени интригующие.
Комментаторы в интернете порой недоумевают: за что же я полюбил «Шлем» до такой степени, что с первых же нот стал евангелистом этой группы? Они, дескать, «все украли у Kvelertak»! Ну, во-первых, дорогие друзья, я рад наблюдать вашу музыкальную эрудицию, во-вторых, давайте поговорим о том, что и у кого украли сами Kvelertak, а в-третьих, это не так. В моей системе координат группа «Шлем» похожа на Kvelertak в той же степени, в какой она похожа на Motorhead, AC/DC, Misfits и Motley Crue заодно. Ну и, в целом, вброс так себе. Некоторым людям, увы, свойственно обесценивать чужие достижения, упрощать их и примитизировать. Если бы заимствовать идеи и форматы у маститых групп было так просто, как кажется комментаторам в интернете, мы жили бы в идеальном мире, где популярная русская музыка 2021 года представляла бы собой не кашу из кальян-романтики, а засилье качественных бэндов во всех возможных жанрах. Я был бы не против!
За почти два десятилетия увлечения музыкой мне довелось услышать очень, очень много русских групп, которые пели или поют рок на русском языке, и ни одна из них не стоит рядом с группой «Шлем». Я сижу и жду каждый следующий хук, как в первый раз. А когда я слушал альбом, собственно, впервые, перематывал слегка назад и слушал все хуки заново. Шлемокомпульсия! На этом все — иначе чтение этой заметки отнимет больше времени, чем прослушивание «Верхом на Кукулькане», а это совершенно недопустимо.
Владимир Бровин
Clutch/Débruit & Alsarah
Дорогие россияне (и вообще все), год был охереть каким непростым. Но зато в непростые времена привычная музыка вдруг начинает сиять новыми гранями. Так, в 2021 я в очередной раз переоткрыл для себя Clutch. Смесь «южного рока», стонера, хардрока, фанка и хилли-билли мотивов сделана так удачно, что всегда задевает какие-то мои внутренние струны. Нил Фэллон вопит ровно так же, как я в ванной (но в тысячу раз лучше). Короче, готовая ролевая модель. А еще такое музло настолько энергонасыщенно, что защищает меня от всяких невзгод и потрясений, словно отрезвляющая дружеская оплеуха. Послушать Clutch для меня — это как оказаться в кругу друзей. Да и они все, тащем-то, его тоже любят.
Второе мое открытие — противоположность первому. Я никогда не слушал подобную музыку — электроника на стыке с арабскими мотивами. У меня такое всегда вызывало ассоциации с саундтреком к «Борату» (Корки Бучек!!!). Но песни нубийской женщины, наложенные на треки лондонского диджея — их союз называется Débruit & Alsarah — здорово захватили меня своими ритмами и экстатичностью. Есть в них что-то ритуально-трансовое и при этом очень нежное. Кстати, у этой самой Альсары есть любопытный концерт на NPR:
Ну и на сдачу: песня, которая у меня на репите всю последнюю неделю. Приплясывайте под нее прямо сейчас, и мы синхронизируемся:
Владимир Самойлов
Gojira — Fortitude (2021)
Музыка на этот раз под стать году — тяжеленькая. Вообще, фанатом Gojira я не являюсь, но последний альбом зацепил. Прошлые пластинки отталкивали экспериментаторством, бесконечными переломами ритмов и мелодий, из-за чего слушать их было трудновато.
Fortitude в этом смысле порадовал. Переломы остались, но каждый ловко встроен в костную структуру треков. Плюс, парни из Gojira добавили эпичности (особенно в плане вокала), сделав Fortitude максимально визионерской пластинкой. Не знаю, как ее оценивают фанаты, но мне зашло нереально — частенько перед сном кружу под нее на огромном черном птеродактиле над развалинами древних инопланетных цивилизаций.
Денис Майоров
Andrew W.K./Clown Core
Весь год среди друзей и знакомых я был ядерным амбассадором Эндрю. Раньше я знал его как автора легендарного пати-альбома I Get Wet — песни с него крутятся в моем плейлисте много лет. В моих глазах Эндрю был заряженным панком-тусовщиком, мастером веселых, но в то же время жестких песенок, под которые хочется танцевать и крушить все вокруг. И тут он выпускает сингл Babalon — эпическую прогрессивную метал-балладу с риффами, которыми можно горы дробить. Само собой, его новый альбом God is Partying моментально попал в мой топ самых ожидаемых пластинок.
Диск оказался сборником песен в духе сингла Babalon и совсем уж мелодичных баллад, в которых Эндрю внезапно оказался очень хорош. И лишь под конец он вернулся к панку, но заправил его каким-то театральным духом и атмосферой восьмидесятых. В итоге диск даже превзошел мои ожидания, а тот факт, что Эндрю на альбоме не только спел, но и сам записал все инструменты — это отдельный титанический респект.
Clown Core — лучший проект Дэвида Боуи и Элвиса. Идеальная музыка для машины, ужина с семьей и похода в туалет.
Анастасия Ермакова
GusGus/Thief
Вообще, самое главное музыкальное открытие этого года — это то, что я снова научилась слушать музыку. Разную, долгое время непонятую мной или отвергаемую, а сейчас так любимую. В прошлые годы музыка окружала меня всегда, причем это были различные направления рока, да, классные, да, разнообразные, но со временем это все превратилось в фоновый шум, из которого у меня только изредка получать выцепить что-то действительно выдающееся, что я буду слушать наедине с собой. А в этом году фоновый шум пропал (я уволилась с работы, где музыка играла всегда), и у меня получилось побыть некоторое время в тишине. И вот тогда мир заиграл новыми музыкальными красками, а какие-то простые мелодии, которые мне предлагала реклама в соцсетях или которые я слышала в заведениях, оказались реально запоминающимися и качовыми.
Об исландском электронном коллективе GusGus я знаю уже лет 10, но какого-то близкого знакомства до этого года не складывалось, слышала пару треков да и все. Тем более техно, соул и хаус, которые они играют, никогда не были особо близки мне идейно. А тут я начала робко прощупывать подборки разных жанров, слушая их во время прогулок, и мне снова попались эти исландцы. И оказывается это так классно – идти по осеннему городу под уютные ритмы с мягким вокалом на фоне, а магические переливы мелодии превращают серую провинциальную осень в кадры из утонченного фестивального кино. Особенно мне нравится трек Polyesterday, услышав его я и вспомнила об этом коллективе.
Более современные работы GusGus уже энергичней и танцевальней, но под такую музыка я бы танцевала с удовольствием, в отличие от того, что у нас обычно крутят на вечеринках. Ну и работать под такое музыкальное сопровождение очень комфортно, погружаешься в какое-то приятное медитативное состояние, где вроде и не слышишь музыку, а она оказывается идеально дополняет твои мыслительные процессы. Короче классная штука…
Thief мне очень долго предлагала реклама одной из социальных сетей, точнее одну их песню – Scorpion Mother. Она мне вроде и нравилась, но было лень переходить по ссылке или искать, да и я думала, что это будет очередной трек, который я забуду на следующий день. Раз на десятый я все же сдалась и послушала их последний альбом The 16 Deaths of My Master полностью – это оказалась просто бомба. Чувствуется влияние блэк-металла, но это именно наследие и уважение, а не жесткий саунд, там намешано и альтернативы, и индастриала, и электроники, и трип-хопа. Получаются какие-то трансовые дисгармоничные напевы наперевес с церковными песнопенями, местами очень сильно напоминающие Nine Inch Nails, и это, блин, врезается в память. Даже если ты не запомнишь саму мелодию, атмосфера какого-то рок-концерта в мрачной ночной церкви точно останется у тебя в голове и ее захочется освежить повторным прослушиванием. Это именно та ностальгия по индастриалу и трип-хопу 90-ых годов, которую мы заслужили.
Ну и неожиданная вишенка на торте лично для меня, после которой я прониклась еще большим уважением к этому проекту, – почти весь материал (колоссальные 16 треков!) записан на собственной домашней мини-студии человеком, который сам же его написал, спел и сыграл. Так что советую, как минимум, ознакомиться, там есть действительно удивительные вещи.
Дмитрий Соколов
Wellhello/саундтрек к «Прошлой ночью в Сохо»/Билли Оушен/Kool & The Gang/The Darkness
Песня года. Точнее было бы назвать эту номинацию «песня лета», поскольку именно тогда я слушал этот венгерский хип-хоп чаще всего (ладно, слушал постоянно). В переводе песня называется «Чудо, что мы еще живы» — и это все, что я могу сказать о Вьетнаме прошедшем лете!
Саундтрек года. Без колебаний – песни к новой работе Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо»: пусть фильм и не идеален, про саундтрек этого сказать нельзя. В нем прекрасно все: и завораживающе изломанная Eloise от Барри Райана, и прилипчивая There’s Always Something There To Remind Me от Сэнди Шоу и пронзительная Downtown от Ани Тейлор-Джой. Но более всего великолепен, конечно, заглавный трек Last Night In Soho – мелодия, моментально погружающая в воображаемую ностальгию по временам, когда Шон Коннери был единственным Джеймсом Бондом, а Битлз — лучшей группой на Земле.
Ретро года. Мой любимый Билли Оушен (автор величайшей поп-песни 1970-х Red Light (Spells Danger) не так давно выпустил новый альбом, но я по-прежнему слушаю его золотой фонд: помимо вышеназванного хита, у него есть тягучая Get Outta My Dreams (Get Into My Car) и энергичная Loverboy, с клипом, который ты НИКАК не ожидаешь увидеть наложенным на такую песню!
Камбэк года. Живые легенды диско и фанка Kool & The Gang с их новым полноформатником Perfect Union, в особенности невероятно цепляющий трек High. Тот случай, когда ткнул наугад первый попавшийся фрагмент альбома – и залип на нем пару дней.
Глэм года. В этой номинации по моей давней традиции побеждают британцы The Darkness с новым альбомом Motorheart. До классики вроде One Way Ticket to Hell… and Back или отличного Last Of Our Kind новая работа не то чтобы дотягивает, но слушается по-прежнему бодро. Главное – помнить, что кроме раскрученных синглов, здесь есть другие вещи.
Василий Легейдо
Бен Каплан
Канадский бородач Бен Каплан с хриплым пропитым баритоном – пожалуй, самый обаятельный наследник Тома Уэйтса. Некоторые его треки переносят слушателя в разгульное кабаре где-нибудь в предвоенной Франции, другие отдают трагизмом и безысходностью американского Юга.
На его альбомах гармонично сочетаются залихватские матерные частушки и философские притчи, которые Каплан рассказывает практически речетативом с узнаваемыми нотками Алфи Соломонса из «Острых козырьков». В самом широком смысле Каплана можно отнести к фолку, но такое ограничение не позволяет в полной мере оценить его универсальность. Его музыка способна и взбодрить, и вогнать в приятную меланхолию – в зависимости от того, что нужно слушателю.
Главная жемчужина – последний на данный момент полноценный альбом “Old Stock”. По этой саге о румынах, сбежавших в Канаду в начале XX века, можно снимать сериал или писать роман-эпопею (кстати, в Лондоне его адаптировали в театральное представление). Миллион литературных, музыкальных и исторических отсылок, юмористическое осмысление Библии, монолог о трагичной любви, автобиографичная концепция – Каплан записал один из самых оригинальных дисков последних лет. Для меня в этом году его творение послужило одновременно источником вдохновения и аккомпанементом к отдыху от праведных дел.