В этом году наша любимая Metallica вся в юбилеях: 35 лет Master of Puppets, 30 «Черному альбому» — и 40 самой группе. Самое время переслушать всю дискографию «Металлики» и окончательно определиться — какой альбом лучший, а какой худший.
St. Anger (2003)
St. Anger — не плохой альбом. Он всего лишь худший во впечатляющей дискографии «Металлики». Его звучание проще всего описать так: «Metallica играет ню-метал и записывает все песни с одного дубля на ненастроенных инструментах». Главная претензия к диску — металлический, долбящий по ушам звук барабанов. Что же до самих песен: банда написала более прямолинейные риффы, полностью отказавшись от соляков, понизила строй гитар и заметно упростила тексты. Сводилось всё это намеренной грубо и неряшливо — пластинка звучит именно так, как задумывалась.
Грязь альбома St. Anger и его вызывающая ярость обусловлены сложной ситуацией, в которой группа находилась в начале нулевых. Банду подкосили и внутренние конфликты, и уход басиста Джейсона Ньюстеда (все бас-партии для диска записывал продюсер Боб Рок), и, конечно, рехаб совсем слетевшего с катушек Хэтфилда. И если сравнивать диск с другими ню-метал-релизами того времени — он будет среди лучших.
ReLoad (1997)
С ReLoad всё просто — это продолжение Load. Хорошее, но недотягивающее до оригинала (хоть и не лишённое своих пиков вроде Fuel). И это единственный случай, когда между двумя дисками звук «Металлики» не изменился вообще. Пластинка Load была набита хитовыми боевиками, а вот ReLoad быстро выветривается из головы — даже барабанщик Metallica Ларс Ульрих как-то признавался, что не помнит все песни с пластинки. ReLoad звучит и ощущается как сборник би-сайдов, а сама группа считает его просто «вторым диском» альбома Load.
Death Magnetic (2008)
Альбом Death Magnetic продюсировал легендарный Рик Рубин, который хотел дать фанатам «ту самую» Metallica. Он попытался вернуть группу во времена записи Master of Puppets и отчасти ему это удалось. Death Magnetic — это действительно возвращение «Металлики» к своему звуку из середины 80-х, когда в их музыке начали пробиваться прогрессивные элементы, но ещё не остыл трэш-метал. Проблема лишь в том, что в конце десятых музыканты группы уже не были «голодными подростками», которых начал учить музыке Клифф Бёртон. Death Magnetic — хороший, но очень «безопасный» альбом, без огня. Что не отменяет того, что слушается он прекрасно, а The Day That Never Comes — вообще одна из лучших песен группы.
Другая проблема диска — странное, перекомпрессированное сведение, местами чересчур громкое и давящее на уши. Забавно, что при этом песни с Death Magnetic звучат гораздо лучше в Guitar Hero 3 — для игры их отремастерили и привели в порядок. А на стриминговых сервисах всё ещё лежит оригинальный микс.
Load (1996)
Для самых ярых фанатов «Металлики» из 80-х Load стал гвоздём в крышку гроба группы. В 1991-м вышел попсовый «Черный альбом», на котором, однако, всё ещё оставалось что-то от старой «Металлики». Но спустя пять лет группа выпускает диск, на котором и следа трэш-метала не осталось. Теперь банда рубит смесь хэви-метала и утяжелённого блюз-рока — на гране с грувом. Тексты тоже вполне себе блюзовые — депрессивные и личные, но поданные с фаталистическим задором.
На самом деле выпуском Load группа доказала, что не собирается сидеть на троне, не боится экспериментировать и видит, что происходит в тяжёлой музыке. Банда спокойно могла выпустить копию «Черного альбома» или вообще больше ничего не выпускать, но музыканты пошли другим путём и преуспели. Кстати, под Load здорово пить — а это не мелочь!
Kill ‘Em All (1983)
На самом деле дебютник «Металлики» — единственный альбом группы, который можно назвать «чистым» трэш-металом. Kill ‘Em All — это сырой, грубый, местами даже примитивный, быстрый и яростный диск, на котором Джеймс Хэтфилд даже петь толком не умеет, зато кричит высоко и от души. Альбом был записан в те времена, когда музыканты группы были почти нищими и кочевали с одной хаты на другую, не переставая угорать по музыке. В душе они были настоящими панками — не зря же изначально диск назывался Metal Up Your Ass. И всё это отпечаталось на пластинке — в дискографии группы она самая энергичная.
В момент выхода Kill ‘Em All не стал хитом и продался очень скромно. Но в андеграунде диск стал легендой и повлиял на многих будущих тяжеловесов метала. И даже спустя почти сорок лет многие песни с этого альбома остаются одними из мощнейших записей в трэш-метале вообще.
Metallica (1991)
«Черный альбом» — главный в дискографии Metallica. Именно этот диск сделал «Металлику» главной метал-группой планеты. Правда, ради этого группе пришлось пересмотреть всё своё десятилетнее наследие — сделать музыку ещё мелодичнее и понятнее.
Поэтому банда пригласила в качестве продюсера Боба Рока, который до этого работал только с куда более попсовыми коллективами, но точно шарил, как нужно записываться, чтобы попасть на радио. Однако ломать «Металлику» продюсер не стал — его видение совпало с тем, что хотели сделать сами музыканты. Это «Металлика» захотела сделать песни короче, а сведение подогнать под лощёный стиль альбома Dr. Feelgood от Mtley Cre — никто музыкантов не заставлял. И это был верный шаг — теперь «Металлику» знает каждый. Подробнее о «Черном альбоме» мы писали в отдельной статье.
Hardwired… to Self-Destruct (2016)
Если Death Magnetic — это возвращение во времена Master of Puppets, то последний на сегодня альбом «Металлики» Hardwired… to Self-Destruct — это кивок ещё и в сторону дебютника вместе с Load. На этом диске Metallica показали, что ещё не забыли, что такое дикий трэш-метал — только сыграли они его так, как в 1983 году просто не могли. Именно на этом диске лежат самые быстрые и тяжёлые песни группы со времен дебютника, сдобренные блюзовой меланхолией.
Некоторые обвиняют «Металлику» в топтании на месте, но в их карьере экспериментов было достаточно. А Death Magnetic вместе с Hardwired… to Self-Destruct — это попытки найти звук, в котором будет упаковано сразу всё наследие группы. Цель благая! Ещё в этот раз альбом отлично сведён, слушать его — сплошное удовольствие.
…And Justice for All (1988)
Первый альбом, записанный с басистом Джейсоном Ньюстедом, уже после смерти Клиффа Бёртона. Однако на нём продолжилось развитие идей, заложенных Клиффом. …And Justice for All вместе с Ride the Lightning и Master of Puppets можно объединить в трилогию «прогрессивной Metallica». Тогда группа совсем не боялась длинных песен, инструментальных композиций, закрученных политизированных текстов и прочих сложностей. Именно этот диск стал первым коммерческим пиком для группы, таким серьёзным, что музыканты почувствовали, как упёрлись головой в потолок. Без успехов …And Justice for All не было бы мотивации радикально меняться на «Черном альбоме».
Ride the Lightning (1984)
Первый альбом, в сочинении которого принимал участие басист Клифф Бёртон. Играл он ещё на первом диске, но тогда все песни уже были сочинены. А вот к Ride the Lightning Бёртон приложил руку и это заметно. Среди всех участников группы Клифф был самым эрудированным музыкантом. Он обожал не только метал, но и классику, хорошо при этом разбираясь в музыкальной теории.
Попав в группу, Бёртон буквально начал учить остальных участников музыке. Поэтому Ride the Lightning по сравнению с дебютником стал «музыкальнее». Скорость банда подсбавила, зато композиции стали на порядок интереснее, а соляки Кирка Хэммета начали метить прямо в сердце. При этом связь с корнями группа тогда ещё не потеряла — «Металлика» всё ещё играла трэш, просто банда расширила рамки жанра. Несмотря на прогрессивные элементы, записано всё было почти так же сыро, как и на Kill ‘Em All, а Хэтфилд по-прежнему больше скримил высоким голосом, чем пел. Спустя годы Ride the Lightning воспринимается как смесь Kill ‘Em All и Master of Puppets — в этом его прелесть! Именно с этим альбомом «Металлика» стала «Металликой».
Master of Puppets (1986)
Говоря об альбомах «Металлики» всегда хочется выпендриться и любимым назвать не Master of Puppets — слишком уж это попсовый вариант. Взять любой другой диск, и найти причины назвать лучшим его. Но не получается. Master of Puppets выходит за рамки дискографии группы — это один из лучших альбомов не у «Металлики», а в метале вообще. На пластинке нет ни одного проходного трека, она гармонична от начала до конца. Даже инструментальный Orion лёг в трек-лист идеально.
На Master of Puppets всего в меру — и ярости, и тяжести, и прогрессивности, и мелодичности, которая наконец-то начала проявляться в голосе Джеймса Хэтфилда. Облизывать альбом можно долго, но мы уже сделали это в отдельном тексте, да и вы сами всё наверняка понимаете.