Шведские постметалисты Cult of Luna выпустили новый альбом — The Raging River. Это ожидаемо качественная, по-настоящему тяжелая и музыкально разнообразная пластинка. Но куда интереснее разбирать не конкретно ее, а эстетику группы и жанр, в котором она выступает. Тем более Cult of Luna сегодня — одно из ярчайших олицетворений очень размытого направления постметал.

Как вообще звучит постметал?

Точно никто не знает, как бы смешно это не было. Журналист The Guardian Джейми Томсон однажды назвал постметал «металом для думающих людей». Описания точнее, наверное, до сих пор нет. В целом любой пост-жанр сложно описать однозначно. Такие направления плотно опираются на одни характеристики своих прародителей (и не обязательно музыкальные), но намеренно отрицают другие.

Постметал — это что-то вроде построка, но тяжелее. Медленно, гипнотично, очень жирно и с рычащим, либо надрывным экстрим-вокалом — либо без вокала вообще. Постметал, в зависимости от трека, легко назвать думом, сладжем или прогрессивом — даже ранние Mastodon под определение направления вполне подходят. А один из ярчайших примеров того, как постметал звучит на деле — это одноименный дебютник героев этой статьи Cult of Luna, вышедший в 2001 году. Их часто причисляют к «большой тройке» наиболее влиятельных постметалистов — наравне с Neurosis и Isis.

Постметал — это медленный, медитативный жанр, при этом связанный с панком

Как направление постметал сформировался только в начале нулевых, но корни его растут из 80-х — и особенно из творчества Melvins. Эта банда вообще внесла огромный вклад в музыку, начав постметал и оставив заметный след в сладже и гранже. А ведь в ранних 80-х они играли быстрый хардкор-панк. 

В 90-х в авангарде несуществующего еще постметала стояла банда Neurosis, во многом благодаря им в постметале укрепилось использование клавишных, а стартовали они тоже в хардкоре. Влияние сырого панка отчетливо слышно в музыке известных японских постметалистов (хотя их много куда еще отнести можно) Boris и на дебютнике американской группы Isis — они в 2000 году фактически закрепили существование постметала как направления. А гитарист одной из самых влиятельных инструментальных постметал-банд Pelican прямо говорит, что их музыка ближе к панку.

И даже сами Cult of Luna собрались в 1998 году на обломках хардкор-банды Eclipse. Постметал и панк связаны в первую очередь идейно — желанием выйти за рамки и никак не ограничивать эксперименты со звуком. А еще постметал любит после медленных сладжевых участков взрываться быстрыми секциями с размазанным, лоуфайным риффингом, что тоже близко к раннему хардкору. О том, насколько хардкор экспериментальное и важное направление я уже упоминал в тексте про металкор.

Эстетически постметал ближе к шугейзу

Причем эстетику я подразумеваю в самом широком смысле. Сплошная стена звука, размазанность риффов и вокал, углубленный в общий микс — в этом постметал и шугейз вообще почти идентичны. Постметал, разве что, тяжелее и депрессивнее, чем и выделяется. Впрочем и его иногда заносят в поджанры шугейза — достаточно вспомнить Deafheaven, делающих шугейз на основе блэка. Получается «блэкгейз», но он по всем параметрам подходит и под постметал.

Но самая яркая характеристика постметала — «нормальный нонконформизм». Концерт постметал-банды — это группа взрослых мужиков в обычных кэжуал-футболках, джинсах и рубашках. Они отрываются, играют эмоционально, но выглядят как обычные люди — без китча во внешности, несмотря на предельную тяжесть их музыки. Атмосферу они создают не шокирующим визуалом, а самим звуком. И лучший пример — снова сами Cult of Luna. Несмотря на мрачность их музыки, настроение у нее больше мечтательное, обволакивающее. Она не навязывает свои идеи (хотя они на всех альбомах группы есть) и позволяет погрузиться в собственные мысли. Пару лет назад я объединил в один пост альбом Cult of Luna и арты из Bloodborne — до сих пор считаю сочетание идеальном, а ведь музыканты ни о чем подобном и не думали.

Bloodborne и Cult of Luna

Новый альбом Cult of Luna — хорошая точка входа и в постметал, и в дискографию группы

Cult of Luna все эти годы не стояли на месте — как и сам постметал. Группа постоянно пускалась в эксперименты. В 2013 году они выпустили вдохновленный индастриалом и даже синтвейвом сдвоенный альбом Vertical. В 2016-м они вместе с певицей Джули Крисмас выпустили более построковый диск Mariner. А на великом A Down to Fear 2019 года они ближе подошли к своем постхардкорным корням.

Диск The Raging River (формально это EP, но длится «ипишка» 40 минут) стал первым релизом группы на собственном лейбле Red Creek Recordings. Полноценный статус инди-группы дал банде еще больше свободы, но в то же время они хотели аккуратно перекинуть мостик между A Down to Fear и будущими музыкальными идеями. Поэтому новый диск — очередной пример «выжимки творчества группы». Все лучшее, что было у Cult of Luna раньше есть и здесь — в разных пропорциях. Есть и кое что новенькое — спокойная акустическая песня Inside of a Dream с Марком Ланеганом. Умиротворяющая композиция, после который голову за секунду взрывает ультратяжелая, совершенно потусторонняя I Remember. За такое постметал и любим.