Легенды металкор-сцены Hatebreed выпустили новый альбом Weight of the False Self. И это хороший повод, чтобы поговорить не столько о группе (но и о ней тоже), сколько о жанре в целом. Многие «хардкорные» фанаты до сих пор считают Hatebreed чуть ли не последней группой, играющей «настоящий» металкор. И доля правды в этом есть.

Корни металкора лежат еще в 70-х.

Панк и метал всегда шли рядом, но пересекаться жанры начали не сразу. Участники хэви-банд в 70-х к панкам частенько относились с долей высокомерия. Ведь панк-музыка проще во всех отношениях. Одной из самых известных групп, перебивших этот стереотип, стала Motörhead. Ее лидер Лемми Киллмистер металхэдом себя никогда не считал и всегда говорил, что играет рок-н-ролл. Это действительно так. Но рок-н-ролл у него получался таким скоростным и тяжелым, что периодически звук банды наклонялся в сторону и панка, и метала. И так было с самого старта — это прекрасно слышно даже на официальном дебютнике Motörhead 1977 года.

Как въехать в творчество Motörhead

Но что еще важнее, в конце 70-х от «традиционного» панка откололось хардкор-направление. Шумное, хаотичное, быстрое, с короткими песнями, ломаными ритмами, выкриками вместо вокала и размазанными, диссонирующими риффами. Хардкорщики были радикалами во всем и противопоставляли себя панк-сцене, которая к концу десятилетия уже почти перестала быть андерграундом. Формировалось новое движение одновременно и в США, и в Великобритании. Отыскать конкретных родоначальников сегодня уже проблемно. 

Термин «хардкор» по отношению к новому панк-движению во многом устоялся благодаря альбому канадской группы D.O.A. — Hardcore 81

Формироваться жанр начал в 80-х.

80-е — золотое время для тяжелой музыки. Хардкор-сцена расцвела благодаря таким группам как Dead Kennedys, Black Flag, Bad Brains и многим другим. В то же время метал начал заметно деформироваться. Группы уперлись в потолок тяжести и искали пути сделать музыку экстремальнее, так мы получили трэш-метал, блэк, грайнд и дэд.

В том же десятилетии усилились эксперименты по смешиванию тяжелых жанров. Панк-сцена и метал переплетались все сильнее. У первых была энергия, скорость и протестный DIY-дух. У вторых — соляки, фокус на риффах и техничность. Кроссовер-группы, подмешивающие немного метала в панк или наоборот — вроде культовых Suicidal Tendencies или D.R.I. с их альбомом Crossover — вполне можно считать ранним прото-металкором.

90-е окончательно оформили металкор.

Начало 90-х — это время зарождения первой волны металкора. Основателей у направления много, но прежде всего стоит выделить группу Integrity и их дебютник Those Who Fear Tomorrow 1991 года, Starkweather с их альбомом Crossbearer 1992 года и Earth Crisis, выпустивших в том же году EP All Out War. Тогда их музыку называли metallic hardcore, но довольно быстро этот термин сократился до металкора. 

Не вдаваясь в детали, эти группы взяли трэш-метал и добавили в него энергии и диссонансов из панк-хардкора. Вокал такой же кричащий — будто вокалисты орут политические лозунги в мегафон (иногда это недалеко от правды) — но с более заметным уходом в скрим и гроул. Из своего — ставка на заниженные, жирные гитары, кардан и бласт-биты на ударках. Ну и тотальный DIY — ранние металкорщики все писали сами, как могли. 

Во второй половине 90-х сформировалось две школы металкора.

Все условно и при желании течений внутри жанра можно выделить больше, но базовых все же два. Последователей одного из них олдовые фанаты металкора как раз и маркируют пренебрежительным «не тру». Это группы, которые в большей степени испытали влияние мелодик-дэта, и в меньшей —  панк-хардкора. As I Lay Dying, All That Remains, Killswitch Engage, The Ghost Inside — все они идут по этому пути. А начался он с альбома Slaughter of the Soul 1995 года от шведской мелодик-дэт-группы At the Gates. Все нулевые — вплоть до поворотного 2007-го — мы слушали вариации этого диска от разных банд, все уже было там. Это направление с годами тоже смягчилось. Оно уходило все дальше от дэт-метала и впустило в себя чистый вокал и электронику. А затем и оно раскололось. Одни группы пошли по пути дальнейшего смягчения, а другие подались в усложнение и прогрессивность, но это другая история. 

А вот вторая школа металкора — тот самый тру-металкор — продолжила идеи первой волны. Потому и тру! По сравнению с ранними девяностыми почти ничего не изменилось — исполнение более техничное и звук более прилизанный, больше не отдающий подвальной записью. Ну и элементы мелодика-дэта иногда проскакивает — но хардкор всегда в центре. И никаких мальчишеских высоких напевов, только экстрим-вокал. Конкретно это течение почти не менялось с девяностых и по сегодняшний день. А американцы Hatebreed — одни из самых ярких и старых его представителей. Их дебютник Satisfaction Is the Death of Desire 1997 года — одна из основополагающих пластинок традиционного металкора. И она до сих пор звучит отлично. 

Альбом Weight of the False Self — это все те же Hatebreed из 90-х, только еще более качающие. 

Много о диске не скажешь — и это комплимент. Металкор первой волны за эти десятилетия испытал влияние грув-метала, стал более ритмичным, качественным и даже в мейнстрим проник. Это жесткая музыка, но уже не андерграунд. Но несмотря на все это, хардкорных корней направление не растеряло. Не верьте мне на слово — послушайте новый диск Hatebreed и убедитесь сами! Местами группа максимально отходит от метал-элементов, возвращаясь к чистому хардкор-панку… А потом вышибает тебе зубы скоростным трэш-соляком, как в треке Dig Your Way out.

Но главные сюрпризы пластинки, разбавляющие ее энергично-злобную атмосферу, это Cling to Life и закрывающая песня Invoking Dominance. Обе наглядно показывают, что в мелодичность Hatebreed тоже умеют, если захотят. Впрочем, даже в этих треках — никакого чистого вокала и панк во все края в куплетах. 


Металкор — богатый, динамичный жанр. Его течения сильно отличаются друг от друга, но все это многообразие музыки все равно остается металкором. Жанр и сегодня не перестает развиваться. Приходят молодые группы, которые вспоминают олдовый ню-метал и добавляют его в прогрессивный металкор, получая так называемый ню-металкор — лучшим примером тут будут Northlane с их диском Alien.

Но и направление Hatebreed на месте не стоит. С середины десятых все больше групп вспоминает о корнях металкора и на современный лад перерабатывают звук хардкор-панка, перемешивая его с дэткором и черт знает, чем еще. Получается круто! Свежие альбомы банд вроде Year the Knife, Incendiary и Knocked Loose вполне можно считать новой волной тяжелого металкора. И о ней мы еще обязательно поговорим.