Оказывается, русский рэп был еще в Советском Союзе — речь идет о неоправданно малоизвестной группе «Час Пик». Они были куда круче, быстрее и жестче, чем многие нынешние рэперы и не размазывали сопли любви по черной пластинке.
В середине 80-х годов в небольшом городке Куйбышев, что в Новосибирской области, существовала активная культура дискотек. Многие диск-жокеи обладали вкусом и чувством стиля и поэтому устраивали постоянные вечеринки, которые в итоге были единственными развлекательными мероприятиями для местной молодежи. В основном из колонок звучали западные исполнители, но иногда находилось место и для советских мастодонтов — «Машины времени» или «Воскресенья». В общем, дискотечные сходки были такой же важной культурной ценностью того времени, как прогрессивный кинематограф в американских 60-ых.
Организатором одной из сходок был Александр Черкес: он собирал всех желающих в студенческом кафе «Гаудеамус». Под его руководством была создана группа «Час Пик», которая в начале творчества ориентировалась на запись именно музыкального альбома. Куйбышевская четверка сформировалась из Александра и трех его товарищей: Маслова, Петрова и Савельева. Они записали две демо-записи в танцевальном стиле и ждали, когда их пригласят на комсомольские танцы. Тут их дороги пересеклись с Александром Астровым, который работал диск-жокеем студенческой дискотеки «Канон» и как раз собирался участвовать в смотре советских вечеринок, находящихся под присмотром ВЛКСМ. Он пригласил «Час Пик» отыграть что-нибудь из их программы, а музыканты получили шанс на первое выступление.
- «Час Пик» до того, как открыли для себя рэп — довольно типичная советская группа
Сдружившись с участниками коллектива, Астров становится их полноценным звукорежиссером. «Час Пик» же теперь имеют доступ к дорогой аппаратуре и студии. Одновременно с этим по Куйбышеву гуляла свежая пластинка хип-хоп звезд того времени — банды Grandmaster Flash & The Furious Five. Пластинку не ставили на дискотеках из-за излишнего напора и грубости, присутствующих в странной западной музыке. Да и текста-то никто не понимал, потому и популярностью жанр не пользовался. Но и тут все не осталось без изменений: вскоре в руки к Александру попал релиз Woti рокера и панка Кэптена Сенсибла. Он также использовал речитатив, но уже в менее агрессивной манере, с присущими европейцам расслабленными нотками. Астров не придумал ничего лучше, чем зачитать на магнитофон о том, что русский текст не так подходит под хип-хоп, смешав это с переводами Кэрролла от Самуила Маршака.
Загоревшись идеей делать советский рэп, звукорежиссер обращается к своим коллегам из «Часа Пик». Вместе с ними они заключают договор: парни свободно пользуются студией и оборудованием, а взамен записывают для Астрова жесткую читку для конкурсного смотра дискотек. Без энтузиазма, но команда все-таки пошла на такие уступки. В итоге на нескольких композициях откровенный буги и забористый фанк соседствует с прямолинейными рэп-монологами. Читали вообще все подряд: от книг, до алфавита, а в итоге создали нечто по-настоящему важное. Такой четкостью произношения и подобным напором обладают далеко не все современные рэперы. А пресловутые «двойные рифмы», используемые в Куйбышеве в 1984 году, современные трэп-дети научились применять только в последние 5 лет.
- Кавер на Sugar Hill Gang — Rappers Delight: со вставками английского языка и очень странным видеорядом
Важным шагом стало и то, что Астров скомпоновал музыку и голос в рекордное время, всего за пару ночей. Он свел все записи воедино, использовал два магнитофона «Олимп» и пульт «Электроника», а после наложил поверх обычные шумы со звуковыми эффектами. По итогу у «Часа Пик» вышел бодрый и насыщенный релиз, который и сейчас слушается по-новому. В отличие от например того же Кэптена Сенсибла, которого сейчас никто и не вспомнит. Настоящий советский андеграунд.
С готовой демкой «Час Пик» вместе с коллективом Астрова под названием «Канон» выступили на дискотечном смотре в Тольятти. К удивлению членов коллектива и мастеровитого звукорежиссера, у них попросили копию, а вскоре вернули ее в виде полноценного магнитоальбома с обложкой на которой красовалось название «Рэп». Видимо, наколенное качество и простота подачи сыграли на пользу музыкантам и подарили им определенную «минуту славы».
К сожалению, никаких выводов они сделать не сумели и остановились на достигнутом. «Час Пик» продолжили работать над песенной пластинкой, а Астрову нужно было заниматься придумыванием чего-то нового для развлечения советской публики, ходящей на еженедельные танцы. Говорят, где-то есть социально-саркастичная запись группы, сделанная в 1986 году под минусы Grandmaster Flash. Но найти ее сейчас практически невозможно.