В конце прошлого года System of a Down выпустили две новые песни — впервые за 15 лет. Для фанатов и для всей рок-сцены это было большое событие, вселяющее надежду на полноценное возрождение группы. Нежели она преодолела разногласия и новый альбом System of a Down все-таки может выйти? И он вышел — но в виде нового сольника вокалиста банды Сержа Танкяна. Но чтобы разобраться в ситуации и оценить значимость диска Elasticity, придется кратко пройтись по всему творчеству Танкяна вне System of a Down.
В 2006 году System of a Down распались, а Серж Танкян ударился в сольное творчество, сразу дистанцировавшись от старого звука
Дебютный сольник Танкяна Elect the Dead вышел уже в 2007 году. Это отличный рок-альбом с мощными хитами (Empty Walls до сих пор самый прослушиваемый трек Танкяна в Spotify, а Sky is Over — в Apple Music), но System of a Down он не заменил. На диске остались этнические армянские мотивы и бодрые скоростные риффы (хоть и неспособные заменить узнаваемый стиль гитариста SOAD Дарона Малакяна). Но в целом звук стал в десятки раз мягче — Серж, записавший альбом практически в одиночку, щедро добавил в песни симфоники и совсем перестал кричать. Вскоре после выхода альбома Танкян говорил в интервью, что дальше подумывает двинуть в сторону полной оркестровки и написать джазовый альбом.
«Я не хотел делать все как в System of a Down. В System обычно много слоев с гитарами, но все все эти слои звучат так, будто гитара одна. Я же хотел, чтобы слои гитар, клавиш и сэмплов были разными. Это больше похоже на оркестровый звук, чем на System of a Down» — Серж Танкян
Далее Танкян, как и планировал ранее, ударился в симфонику и джаз
В 2010 году Серж Танкян выпустил симфоническую версию альбома Elect the Dead, записанную с оклендским оркестром в Новой-Зеландии. Примечателен диск тем, что на нем была представлена новая песня The Charade, изначально написанная для альбома System of a Down — Hypnotize. Так мы впервые за пять лет услышали новую песню SOAD, хоть и в такой любопытной форме.
В том же году Серж релизнул и второй полноценный сольник — Imperfect Harmonies. На нем симфоника встретилась с мягким джазом и лаунджевой электроникой. Иногда треки разгонялись, будто пытались вырваться на тяжелую территорию, пробуждая даже гитары (забавно, что в такие моменты они больше походили на песни Linkin Park или Korn), но в целом от System of a Down в творчестве Танкяна не осталась практически ничего. Что не отменяет того факта, что сам по себе альбом был хорош.
«Я называю эту музыку электро-оркестровым-джаз-роком, потому что в песнях есть все эти аспекты. Некоторые немного урезаны, но в большинстве треков прорывается огромная стена звука, какой я раньше никогда не слышал. Редко можно услышать песню одновременно и электронную, и симфоническую, потому что первое — это что-то синтетическое, а второе — органичное. Но я нашел способ соединить эти разные цвета вместе» — Серж Танкян
После этого к тяжелому звуку Танкян полноценно вернулся лишь однажды
Произошло это на альбоме 2012 года Harakiri. В целом диск больше тяготел к панк-року с примесью альтернативы и даже попсового металкора, но была на нем и энергия, и скорость, знакомая по System of a Down. Не вернулся только экстрим-вокал — и очень зря, панковские песни диска его буквально требовали. Этот диск в очередной раз вселил в сердца фанатов надежду. Серж опять выпускает рок, да и System of a Down к тому моменту уже воссоединились, начав выступать со старым материалом.
Но после Harakiri музыканта унесло максимально далеко от рока и SOAD. В том же 2012 году он выпустил еще один симфонический альбом. В 2013 вышла его джазовая пластинка в составе проекта Jazz-Iz-Christ. А затем Танкян с головой ушел в композиторское дело и написал целый ряд саундтреков для самого разного кино (и даже для одного мобильного шутера), но эта часть его творчества — совсем другая история.
«На самом деле я не собирался писать еще одну рок-запись в 2011 году. Но эти песни просто пришли мне в голову так естественно, так легко. Это самая легкая запись, которую я когда-либо писал, говоря прямо. Может быть, это потому что я уже давно занимаюсь роком, не знаю» — Серж Танкян
В 2021 году Серж Танкян выпустил новый альбом — и он целиком состоит из песен, написанных для System of a Down
«Это не Toxicity, но это Toxicity» — так сам Серж Танкян описывает свой новый релиз и точнее слов к нему не подберешь. EP состоит из пяти песен и по замыслу Танкяна они должны были попасть на гипотетический новый альбом SOAD. Несколько лет назад группа даже взяла некоторые треки в работу, но творческие (да и политические) разногласия снова дали о себе знать и музыканты ни к чему не пришли. Поэтому Серж и выпустил все песни под своим именем.
Несмотря на наличие пианино и синтезаторов, новый материал действительно сильно похож на музыку System of a Down в целом и легендарный альбом Toxicity в особенности. Есть тут и тяжелые риффы, и вокальные дурачества Сержа в стиле Sugar, и шутки, пробивающиеся сквозь социальные высказывания, и экстрим-вокал, которого и на живых выступлениях SOAD стало не так много. Танкян на этой записи будто проснулся и помолодел лет на двадцать. Даже посвященная его сыну лирическая песня Rumi не выбивается из стиля и легко встала бы на диск System of a Down.
Elasticity — отличный альбом. А уж насколько он актуален в 2021 году зависит от того, насколько вы любите SOAD. Серж Танкян уже закончил следующий мини-альбом, который он описывает как электро-рок. Помимо него есть и другие песни, два кинематографичных трека и даже 24-минутный концерт для пианино. Но когда Танкяна напрямую спрашивают, стоит ли ждать чего-то от System of a Down, он как обычно отвечает: «Я не знаю».
«Я назвал EP Elasticity по нескольким причинам. Отчасти потому, что это напомнило мне System, и мы использовали такие термины — Toxicity, Mezmerize и Hypnotize — на наших альбомах. Но это также схема самих песен — они переходят от тяжести к красоте и мелодиям, от социально-политических тем к очень личным. Альбом эластичный. Думаю, это основная тема» — Серж Танкян
Война заставила их вернуться: почему System Of A Down не выпускали новые песни 15 лет