Шведы Soilwork — хороший пример упорных музыкантов, сконцентрированных именно на музыке. Их не окружает аура скандалов и ярких выходок; с девяностых они живут по классической схеме продуктивной группы: альбом — тур. Поэтому на счету банды уже 11 полноформатных альбомов — и почти все хороши. Недавно группа выпустила новый EP-диск A Whisp of the Atlantic, который по продолжительности тянет на полноценный альбом. Отличный повод обсудить, как менялся звук группы с годами и к чему шведы пришли сегодня.

За 24 года в Soilwork не менялся лишь вокалист — но это не только его проект.

Банда была основана 1996 году в шведском городе Хельсингборг и с тех пор не менялся в ней только один участник — вокалист Бьорн Стрид. Даже творческий мозг коллектива, гитарист Питер Вичерс, в 2012 году окончательно покинул группу из-за «творческих разногласий». Он, к слову, сильнее всего повлиял на звук ранних демок группы, так как записывал не только гитару, но и бас-партии. 

Soilwork с самого начала много работала с другими группами, а ее карьера фактически началась со знакомства с Arch Enemy.

Можно сказать, что Soilwork быстро попали в хорошую компанию. Выпустив дебютник Steelbath Suicide в 1998 году, они отправились в тур с Naglfar, а вскоре состоялись выступления с настоящими монстрами тогдашней тяжелой сцены — Cannibal Corpse и Dark Tranquillity. Когда в начале нулевых банда начала кататься не только по Европе, но и по остальному миру, они стали своими и для металкорщиков — благодаря турам с As I Lay Dying, Killswitch Engage, In Flames и многими другими.

Но этого могло бы и не случиться, не попади демки Soilwork к гитаристу Arch Enemy Майклу Эммотту. Его группа в середине девяностых легендарной еще не была — Arch Enemy и сами были основаны 1996 году. Но именно благодаря Майклу о Soilwork узнал лейбл Listenable, который поспешил подписать перспективных металистов. 

Ранние Soilwork — это образцовый MDM с влиянием грува и классического метала. 

Это эпоха дебютника Steelbath Suicide и вышедшего спустя два года альбома The Chainheart Machine. На этих дисках мелодика почти целиком держалась на клавишах и соляках, в то время как на вокале доминировал агрессивный экстрим. Бьорн тогда очень редко пытался петь чистым голосом, используя больше высокий фальцетный скрим. Но это вполне в духе MDM-сцены того времени, тем более получалось у него хорошо. Однако «качающее» влияние Pantera, которыми вдохновлялась группа, даже на первых записях сложно не заметить.

Со следующего диска — A Predator’s Portrait (2001), случился перекос в сторону популярного тогда металкора. 

Речь, конечно, о том течении жанра, которое идет от диска Slaughter of the Soul группы At the Gates. Подробнее об этом я уже писал отдельно. Учитывая, что сами At the Gates позиционировали себя именно как мелодик-дэт — прогресс для Soilwork вполне логичный. Самое важное: качественного чистого вокала стало больше. Бьорн сильно подтянул свой уровень, устав от проблем с голосом. Также появилось «электроника» (на самом деле это работа клавишника), попсовых припевных вставок и запоминающихся отрывистых риффов в духе Meshuggah. Это положительно сказалось на популярности группы — именно в таком звуке я услышал их впервые. К середине нулевых Soilwork многие ставили в один ряд с уже классиками металкора вроде As I Lay Dying. И уважали не меньше In Flames, которые тогда были на пике. 

А начиная с диска Figure Number Five группа усилилась в сторону грува, повысив кач треков и даже добавив речитативные фрагменты. Лучшим примером будет трек Stabbing the Drama с одноименного альбома 2005 года. Олды, само собой, уже тогда начали гудеть, что это больше не MDM, а банда «продалась». Я же скажу, что группе удавалась звучать современно даже в том самом «две тыщи седьмом» (там как раз вышел их альбом Sworn to a Great Divide) — и это круто. А в 2010-м я слушал диск The Panic Broadcast как образцовую прогрессивную джентуху. 

Самый заметный сдвиг в сторону прогрессива случился в 2013 году с выходом альбома The Living Infinite.

К этому времени Soilwork уже сколотила репутацию группы, которая идеально выдерживает баланс агрессии, попсовости и сложности композиций. Этот диск стал одновременно и чертой под всем творчеством Soilwork, начиная с начала нулевых, и точкой перехода в новую эру. Soilwork выпустили не просто отличный альбом, а целый двухдисковый опус на 20 треков, если считать бонусные. На The Living Infinite же сильнее начали пробиваться блэк-элементы. Но даже дикие бластбиты Soilwork идеально встроили в попсовые вокальные мелодии. 

Следующий альбом The Ride Majestic эту тему подхватил, но его затмил альбом 2019 года — Verkligheten. Особенно забавно, что сильнее всего он мне запомнился вступительным интро, которое звучит как музыка из The Legend of Zelda. Но если смотреть на диск в целом, то силен он своей кинематографической атмосферой. Ощущения после прослушивания, как после просмотра масштабного, эпичного кино в духе «Властелина колец». И это при том, что группа все еще не растеряла агрессии — гитары выстраивают стену звука и бьют по башке почти все 50 минут, что звучит пластинка.

Вышедший не так давно мини-альбом A Whisp of the Atlantic — самая экспериментальная и интересная работа группы на сегодняшний день.

Диск сразу бьет в глаз треком на 16 минут, который начинается с расслабленной джазовой мелодии на пианино. Как и в случае с интро на предыдущем альбоме — эту музыку немедленно хочется засунуть в какую-нибудь игру. В этой песне есть все — она сначала расходится до звука классического метала из 70-х, а потом начинает нанизывать и блэк, и дэт, и металкор, и вообще всё, что умеют Soilwork. Интересно, что элементы не перемешиваются, но звучат уместно, сменяя друг друга. Тут же Бьорн показывает какой он вокалист, справляясь и с высоким чистым пением, и со скримом, и низким драйвовым рычанием. У трека есть свои динамические подъемы и спуски — ее просто интересно слушать и закапываться вглубь. На вопрос: «Чем круты Soilwork?» вполне можно отвечать одной ссылкой на нее. 

Остальные треки не хуже — можно сказать, что они энергичнее и сконцентрированнее, хоть в целом и придерживаются звука открывающей песни. Но первая песня все же забирает все внимание себя. Хотя закрывающая композиция Death Diviner тоже в душу западает — благодаря стартовому риффу, который мне сильно напоминает Tool.


A Whisp of the Atlantic — это не просто EP, которые обычно выпускают, чтобы о группе не забыли, пока пишется альбом. С помощью этого диска банда четко дала понять слушателям, что как раньше уже не будет. Будет лучше. И хотя в новых треках можно найти узнаваемые элементы Soilwork, вместе они складываются в совершенно новый звук. Тем интереснее, куда группа двинется дальше. 

Hatebreed