С лучшей метал-бандой мы уже определились, но это вовсе не значит, что в Японии нет других достойных групп. Даже наоборот – метал-сцена в Японии очень разнообразна и качеством западной не уступает совсем. Наша подборка из десяти групп это докажет. Но цели вспомнить вообще все крутые японские группы у нас нет – этому можно посвятить отдельный сайт. Так что обязательно делитесь своими любимыми метал-группами из Японии в комментариях!
X Japan (エックス・ジャパン)
В Японии все отлично не только с авангардной музыкой, но и с классическим металом. Музыканты основанной в Тибе группы X Japan – одни из пионеров хэви, пауэр, симфоник и спид-метала в стране. Настоящие революционеры своего времени. Многие относят X Japan еще и к глэму, называя группу предтечами направления вижуал-кей. Сам термин, к слову, придумал Ёсики – барабанщик и клавишник банды.
Несмотря на то, что группа основана аж в 1982 году, она выпустила всего пять полноформатников. Зато все отличные! Песни X Japan – ультимативные метал-гимны и баллады, под которые хоть в последний бой со слезами на глазах. Их восприятию даже языковой барьер не мешает. Жаль только, что с 1996 года новых пластинок банда не выпускала.
X Japan всем фанатам классического метала нужно слушать, конечно же, обязательно. В 2016 году вышел посвященный истории группы документальный фильм We Are X – можно и его посмотреть. Респекты там, среди прочих, выражает Мэрлин Мэнсон, Джин Симонс из Kiss и Ричард Фортус из Guns’n’Roses.
Boris (ボリス)
Токийские короли дроуна, постоянно пересобирающие свой звук. С 1992 года Boris выпустили более двадцати альбомов и попробовали себя едва ли не во всех жанрах музыки вообще. Группа настолько экспериментальная, что сложно сказать, фанатам чего конкретно ее можно советовать.
Все что Boris делают в рамках дроуна, сладжа и стонера – особенно хорошо. Но есть у них и эмбиент, и постметал, и дичайший нойз, и панк-хэви, и джей-поп. И нигде группа откровенно не проваливается. Сегодня пишем дрим-поп, завтра коллабимся с Merzbow и Sunn O))) – в этом и есть Boris. Группу совершенно точно стоит рекомендовать любителям «атмосферной» музыки, фанатам тягучих получасовых (а то и часовых) опусов. В целом же, можно ставить на шаффл полную дискографию Boris и просто открывать для себя новые направления тяжелой (и не очень) музыки.
Dir En Grey (ディル・アン・グレイ)
Одна из самых известных японских групп, которую вы точно знаете. Но не включить их в подборку было бы несправедливо. Dir En Grey образовалась в Осаке в 1997 году и с тех пор состав банды не менялся. Как и в случае с Boris, однозначно определить жанр группы невозможно. Слишком много абсолютно полярных экспериментов – от джей-попа до едва слушабельного грайндкора (в рамках жанра это комплимент). Где-то посередине затесался и ню-метал – группа даже в тур Family Values вместе с Korn каталась. Чаще всего Dir En Grey помечают как авангардный метал, либо записывают в прогрессив.
Группа выстрелила во многом благодаря Ёсики из X Japan. Он продюсировал и наставлял Dir En Grey еще в 90-х. Причин любить музыку банды миллион, но самая заметная ее особенность – вокал Кё. У него внушительный диапазон в пять октав, плюс совершенно безумные экстрим-техники. Кё может не только в скримы и гроулы, но и в совсем уж экстремально-низкий гутторал, с которого легко переходит хоть на пиг-сквил. И на все это накладывается легко считываемый японский колорит и даже этника. Ну и клипы у Dir En Grey бывают взрывные.
Gotsu-Totsu-Kotsu (兀突骨)
Почти неизвестные за пределами Японии адепты самурай-метала из Кавагоэ. Группа была основана в 2000 году и с тех пор играет очень бодрый дэт-метал с грохочущим слэп-басом. Тексты (кто их поймет?) в основном посвящены самурайской чести и доблести – поэтому банда и определяет себя как самурай-метал. Насколько все это всерьез – вопрос.
Непосредственно в звуке ничего не выдает в Gotsu-Totsu-Kotsu японцев. Никаких диких экспериментов в их музыке тоже нет. Это просто очень крутой дэт-метал, который благодаря фанковому базу качает особенно сильно.
Maximum the Hormone (マキシマム ザ ホルモン)
Классики японского ню-метала из Хатиодзи. Группа основана в 1998 году и неплохо известна на западе. Ню-метал – очень общее описание звука Maximum the Hormone, если раскладывать его на составляющие, то там найдется и хэви, и хардкор, и постхардкор, и поп-панк и, конечно же, поп. Мелодические поп-вставки, прерывающие очень быстрые жесткие риффы и агрессивный гроул-речитатив – главная фишка группы. При этом настрой песен плавает от по-блэкерски мрачного до совершенно солнечного и юмористического, бывает, что и в пределах одного трека.
Чаще всего Maximum the Hormone сравнивают с System of a Down – и местами (очень часто) их песни действительно звучат как японские каверы на неизданные треки «Системы». Похож и вокал, и аранжировки. Даже похожие на армянские напевы внезапно проскакивают. Это, разумеется, хорошо, учитывая, что Танкян с друзьями ничего нового уже не выпустит.
Maximum the Hormone коммерчески успешная группа, не в последнюю очередь благодаря своему саундтреку к аниме «Тетрадь смерти».
Her Name in Blood (ハー・ネーム・イン・ブラッド)
Токийская англоязычная банда прямиком из 2007-го с очень фактурным качком на вокале. На западе группа известна мало и выстреливала только с металкор-кавером на Pretty Fly от Offspring. В подборке же банда отдувается за модерн-метал и металкор.
Раннее творчество Her Name in Blood – максимально классический мелодик-металкор в духе As I Lay Dying. Не очень качественно записанный, но душевный. Перезаписанные песни той эпохи можно послушать на свежем сборнике Bloodline. C 2016 года группа осовременилась, ушла от наивной романтики 2007-го, разбавила свой звук постгранжем, хэви-металом и поп-роком. Но дух андеграунда, вместе с сырым вокалом, вкраплениями джентухи и грайндкора остался на месте.
Crossfaith (クロスフェイス)
Англоязычная транскор-группа из Осаки. Играют с 2006 года, но на западе заметно засветились только ближе к середине десятых. Crossfaith мало того, что одна из немногих групп, которые до сих пор делают транскор (в очень общем смысле – смесь металкора и электроники), так еще и звучит он у них не пошло. Не как привет из 2007-го.
Международную фанбазу Crossfaith расширили, грамотно скорешевшись с бандами вроде Bring me the Horizon, Of Mice and Men и Enter Shikari. Группа ездила по миру, разогревала знаковые хардкор-банды и в конечном итоге в «тусовке» стала своей. Впрочем, свои они и среди фанатов ню-метала – его влияние в музыке Crossfaith тоже слышно отчетливо. И это логично, ведь вокалист группы Кента Койе начинал с каверов на Linkin Park и Limp Bizkit. На последнем альбоме банды EX_MACHINA даже есть шикарный кавер-версия Faint. И стоит отдать Crossfaith должное – живые выступления у них очень крутые.
Crystal Lake (クリスタル・レイク)
Еще одна англоязычная группа из Токио. Crystal Lake собрались в 2002 году – сейчас они играют модный металкор в духе Architects. С этим направлением на японской сцене тоже порядок. Идеальный английский, идеальное сведение, идеальной баланс между джентовой тяжестью, мелодичными соляками и припопсованным вокалом на припевах. Неудивительно, что на металкор и прогрессив-сцене группа хорошо известна.
Если же вдруг захочется чего-то в духе, но с более заметным перекосом именно в поп – можно послушать Coldrain. Они тоже японцы и дружат с Crystal Lake и Crossfaith.
Ladybaby (レディベイビー)
Babymetal фактически основали жанр кавай-метал, но сегодня это не единственная группа в нем выступающая. Очень часто к кавай-металу относят полностью женские банды вроде Doll$Boxx, даже если ничего от айдол-культуры в их музыке нет. В этом плане Ladybaby к канону куда ближе. В группе поют и танцуют четыре девочки, попса с металом в звуке замешаны грамотно – вот это настоящий кавай-метал.
Группа существует с 2013 года, но завирусилась она в 2015-м – с клипом Nippon manju. Тогда в составе Ladybaby вместе с двумя школьницами гроулил одетый в платье австралийский рестлер и каскадер Ледибиард. Это, конечно, было золотое для банды время. В 2016 году он покинул группу и с тех пор в составе Ladybaby пели уже четыре девушки – на одну из них, кстати, выпала задача гроулить.
С творчеством Ladybaby лучше знакомиться по клипам, но и звучат они отлично. Жаль, материала у группы не так много, а в январе 2020 она будет распущена.
WagakkiBand (和楽器バンド)
Токийская группа, основанная в 2013 году. Коллектив играет довольно мягкий рок с женским вокалом, тяготеющий к классическому хэви-металу. Главная особенность группы отражена в ее названии – музыканты используют традиционные японские инструменты. Вокальные партии тоже часто опираются на этнические мелодии. Среди всех банд в подборке эта – самая аутентичная. Частенько она совсем уходит от метала, полностью погружаясь в японский фолк. В такие моменты WagakkiBand, пожалуй, как раз звучит лучше всего.
С известностью у группы тоже все в порядке – их клипы отлично вирусятся на «Ютубе» и заслуженно собирают десятки миллионов просмотров. Благодаря этому WagakkiBand хорошо известна на западе.