В новом выпуске «Тяжелой ноши» по-настоящему тяжелый альбом только один, зато абсолютно все — отличные.
Everything Everything — Get to Heaven
iTunes
Жанр арт-поп-рока, в котором играет английский квартет Everything Everything, подразумевает оперирование какими-то высокими материями и комплексными идеями, обрамленными хитрыми музыкальными конструкциями и общим налетом некоторой «элитарности». Все это всерьез, но лишь отчасти. Действительно, вместе с бонусным EP, Get to Heaven длится больше часа, во время которого успевают засветиться множество разных стилей; он же является заключительной частью музыкальной трилогии группы, посвященной вырождению человечества, веры в лжепророков и глобальной паранойе (в свете последних событий — особенно актуально); наконец, сам продакшн и звучание альбома нашпиговано самыми разными звуками, ритмами и эффектами. Get to Heaven, будучи довольно мрачным по своему содержанию, звучит очень ярко и насыщенно — прямо как обложка, — местами усложняясь до состояния прогрессивного поп-рока. Вокалист Джонатан Хиггс, чья излюбленная манера скакать между октавами и ошарашивать внезапными перепадами в мелодии, встречается очень часто, остальные музыканты тоже демонстрирует завидный уровень владения своими инструментами и композиторскими навыками. Если смотреть с этой стороны, то на ум приходят другие эксцентричные прогрессив-инди группы вроде ранних Foals или Battles.
Огромное преимущество Everything Everything заключается в умении упаковать эти сложные идеи, ритмы и жанры в максимально простую, понятную и приятную звуковую оболочку. Иными словами, мелодии здесь до противного цепляющие («Take me to the distant paaaaaast!»), аранжировки — изящные, а ритмы — заводные. Сидеть спокойно под атакой танцевальных битов Distant Past, Spring/Sun/Winter/Dread или там Blast Doors крайне сложно, размашистые припевы Get to Heaven, Regret и No Reptiles настраивают на лирику, а эпические синтезаторы на The Wheel или Fortune 500… ну, в общем, они просто крутые.
В такие моменты напрашиваются более понятные аналогии вроде TV On The Radio, Klaxons или, к примеру, Kings of Leon (в плане пения). Everything Everything выпустили крайне разнообразный и даже эклектичный альбом по сумме своих компонентов, который слушается удивительно цельно, легко и увлекательно. В современной поп-культуре такое умение — подать сложную идею в доступной и захватывающей форме — ценится на вес золота, поэтому и критиковать Get to Heaven как-то не хочется. Даже если вам будет лень вдаваться в концептуальные подробности Everything Everything, вы все равно получите массу удовольствия от прослушивания. [8]*
FFS — FFS
iTunes
Супергруппы, как показала практика, вещь крайне неоднозначная. Иногда в результате совместной деятельности состоявшихся по-отдельности музыкантов получаются шедевры (Blind Faith, Them Crooked Vultures, A Perfect Circle), а иногда какое-то позорище (Superheavy, Killer Be Killed) непонятно для кого. К рискованной затее объединить шотландских инди-рокеров Franz Ferdinand и эксцентричных легенд арт-рока Sparks под одной вывеской люди, по понятным причинам, поначалу отнеслись с опаской. Но вот появился полноценный альбом, и можно спокойно констатировать: эксперимент получился скорее удачным, чем нет.
Первое, что нужно знать — перед нами скорее новый альбом Sparks с более роковым и подвижным звучанием, нежели какой-то равнозначный результат сотрудничества двух коллективов. Почерк и интонации братьев Маэлов здесь читаются гораздо отчетливее, а резвые гитары с ритм-секцией «фердинандов» скорее придают традиционно сумасбродному материалу Sparks остроты, динамики и движущей силы. Песни вроде Dictator’s Son, So Desu Ne или Thing I Won’t Get — откровенно «спарковские» по своей сути, за счет влияния Franz Ferdinand приобретают нужную энергии и прыть.
Это вообще крайне веселый и заразительный альбом, полный невероятно прилипчивых мелодий, танцевальных ритмов и увлекательных вокальных перекличек между Расселом Маэлом и Алексом Капраносом. Но как назло иногда химия не срабатывает, и мы напарываемся или на довольно скучные песни (баллада Little Guy From The Suburbs или The Power Couple), или на затянутые моменты, которых лучше бы не было (Collaborations Don’t Work).
Во-вторых — это невероятно остроумный и ироничный альбом. Тут как всегда у Sparks — хитрые уколы в сторону стереотипной маскулинности (в том числе рок-музыки), парадоксы взаимоотношений (как личных, так и социальных) или забавные истории, как в Police Encounters. Определенно, в этом есть элемент некоторой чопорности, но это же Sparks! В общем, несмотря на то, что коллаборации действительно не всегда работают, FFS может пару раз приятно удивить. Ну а Police Encounters — вообще одна из лучших песен этого года. [7]
Mutoid Man — Bleeder
iTunes
Это вторая супергруппа в подборке, но с немного другой историей музыкантов. Фронтмен и вокалист/гитарист проекта Стивен Бродски во второй половине девяностых играл в Converge, после чего основал амбициозную прог-хардкор группу Cave In, которая внесла значимый вклад в развитие современного метала. Mutoid Man — это его новый проект, где за барабанами сидит Бен Коллер из Converge, а на басу звукоинженер Ник Кадио.
В отличие от масштабного и концептуального Cave In, Mutoid Man больше похож на джем добрых приятелей, которые играют в собственное удовольствие. Разница заключается в том, что перед нами трое — окей, минимум двое — настоящих виртуозов и мастеров своих инструментов, поэтому и Bleeder больше похож на точный и быстрый укол адреналином в самое сердце, чем на сонное ковыляние по пентатоникам.
Десять песен, каждая примерно по две с половиной минуты, проносятся мгновенно, и вряд ли вы найдете здесь хотя бы один одинаковый фрагмент. Группа все тридцать минут звучания находится «на низком старте» и готова сорваться в прогрессивный угар в любую секунду — что и происходит минимум пару раз за песню. В ход идут математически сложные риффы, ритмические сдвиги, неподъемные брейкдауны и величавые припевы — на Bleeder в какой-то безумной конфигурации умещаются и классический рок, и трэш, и хардкор с прогрессивом. Здесь прямолинейное и грубое встречается со сложным и даже утонченным, и этот симбиоз вызывает исключительный восторг.
Финальным сюрпризом можно считать последний заглавный трек: он и длится в два раза дольше любой другой песни на альбоме, и заставляет вспомнить, почему раньше Бродски предпочитал большие формы и космос. Это медленная метал-баллада играет на контрасте со всем предыдущим безумием и завершает альбом на крайне сильной ноте, после которой немедленно хочется включить его снова. Одно из главных открытий лета. [9]
Two Fingers — Six Rhythms EP
iTunes
Two Fingers — это сайд-проект одного из самых талантливых электронных музыкантов современности Амона Тобина, в который затесался другой, тоже в какой-то степени известный продюсер Doubleclick. «Шесть ритмов» — коллекция из полдюжины сгустков компьютерной энергии — вышел как-то совсем незаметно и по какой-то причине не числится даже на официальных страницах коллектива, поэтому пропустить его довольно легко — но делать этого не рекомендуется. Тобин, уже много лет не выпускавший новых альбомов со своим именем на обложке (последний, экспериментальный ISAM 2011 года, некоторые описывали как «особенно жесткий секс роботов»), с помощью Two Fingers пытается нащупать новые направления и не без фантазии смешивает прямолинейную агрессию предыдущего диска «Пальцев» с вдумчивым перфекционизмом сольного творчества.
Поэтому здесь есть и энтические Cashew Rhythm и Traces с синкопированными ритмами, и психоделическая воронка Tasm Fet, и агрессивная танцевальная бомбежка синтезаторами на Saint Rhythm, и даже кислотное техно Adrians Rhythm, которое хоть сейчас в Hotline Miami. Любителям правильного дабстепа и грайма может приглянуться трек Salah, спрограмированный на пару с другим известным любителем баса, Noisia.
EP длится чуть больше 20 минут, но успевает запомниться разнообразием и яркостью местным звуковых текстур. Что ни говори, а так, как Тобин, создавать электронную музыку мало кто умеет. И пускай Two Fingers — это упрощенная и грозная версия соло-работы Тобина, а Six Rhythm — это всего лишь сборник из шести разрозненных песен, это все равно звучит намного интереснее многих новомодных любителей понажимать кнопки на драм-машинах. [7]
«Тяжелая ноша» — это регулярная колонка Вячеслава Мостицкого об интересной и просто крутой музыке.
*Цифры обозначают количество часов, которые вы проведете, тряся ногой.