С 9 июля в российском прокате «Рок-апокалипсис 3D» — документальный фильм о крупнейшем мировом рок-фестивале Wacken Open Air. Уже больше двадцати лет любители тяжелой музыки со всего мира приезжают в северный немецкий городок Вакен, где в течение трех летних дней происходит серьезнейший металлический вертеп. Фестиваль проводится с 1990 года, к 1998-му набрал всемирную популярность, а в 2012 установил рекорд: все билеты были распроданы за 247 дней до мероприятия. В финальных титрах «Рок-апокалипсиса» приводится обновленная информация: в прошлом году все билеты закончились через два дня после старта продаж.
Картина немецкого режиссера Норберта Хайткера рассказывает о том, как на три дня тихая европейская провинция внезапно перевоплощается в крайне оживленное, шумное и веселое место. На «Вакен» приезжает больше 70 тысяч слушателей — авторы разделили их на образные категории, выдернули из каждой группы героев и представили происходящее их глазами.
Вот девушка из Тайвани — она не очень хорошо говорит по-английски, не планирует бухать, живет одна в палатке. На другом конце палаточного городка живет мужчина, который каждый день переодевается в любимых артистов и поливает прохожих пивом. В трейлере приехали отец и сын — говорят, что несмотря на существенную разницу в возрасте, поездка на WOA позволяет наладить общение и угорать так, как будто им обоим по шестнадцать. Внимание переключается с одного героя на другого, тем самым охватывая несколько граней публичного восприятия происходящего угара. О внутренностях Wacken рассказывают Генри Роллинз, Элис Купер, суровые мужчины из Anthrax, Annihilator, Sabaton и других групп — но тут никакой интриги нет: это нарезки закулисных интервью о том, «как много для всех нас значит Wacken».
Самая яркая и щекотливая часть картины — та, где авторы рассказывают о победителях международного конкурса Wacken Metal Battle, молодых коллективах из Китая, Румынии, Канады и других стран. Эти группы прошли локальные отборочные туры и приехали в Вакен выступать на малой сцене — там жюри выбирает победителя, который выступит на WOA в следующем году.
Это как бы тоже история про зрителей — которые, вооружившись гитарами и барабанами, решили сменить статус на участников. Здесь авторам картины удалось даже заставить меня понервничать — наивное волнение новичков, их попытки казаться «взрослыми» переданы очень убедительно. Возможно потому, что, в отличие от друзей Генри Роллинза, которые примерно каждый день рассказывают камерам о своей любви к музыке, эти персонажи были по-настоящему искренними. Жаль только, что в итоге все локальные группы оказались дерьмом.
Своей цели «Рок-апокалипсис» достигает за десять минут — я моментально понял, что туда, в Вакен, нужно ехать самостоятельно. Остальные восемьдесят минут объясняют, зачем. При всем масштабе съемок этого фильма, смотреть его в кинотеатре странно: это не концерт — хотя там представлены фрагменты выступлений, они в этой картине скорее как аргументы. Это своеобразный дневник путешественника, который рассказывает о фестивале глазами его главных героев — фанатов. История познавательная, но нишевая — а стоимость билета на сеанс в московском Центре документального кино сопоставима с ценой похода на популярный художественный фильм. Плюс, в ЦДК фильм почему-то показывают с субтитрами, хотя российский прокатчик позаботился о локализации.
Залы полупустые: в первый уик-энд российского проката фильм заработал около 10 000 долларов, и выше уже не прыгнет. Вопреки прогнозам телеведущей Тутты Ларсен, такие фильмы если и смотрят, то дома на YouTube, из личного интереса. В этом смысле «Рок-апокалипсису» не хватает какой-то миссии: не очень ясно, с каким вопросом в кинотеатр пойдет зритель, и совсем неясно, на какой вопрос отвечает фильм.