странная музыка отвратительные мужики

В мире есть много странных вещей. Например, 24 августа — Международный день странной музыки. Остается лишь принять это как факт. Нас же он заставил внезапно вспомнить самые дичные композиции, которые попадалась в жизни. Потом мы решили немного упорядочить этот процесс и не стали вдаваться в чистое и сумбурное безумие. Остановились лишь на том, что когда-то давно выбило почву из-под ног и заставило пересмотреть свой взгляд на прекрасное.

Петр Сальников. Garage Chanson Show — Iza Susumeyo, Ibara No Michi Wo
Японский аккордеонный балаган

Мое знакомство с актуальной японской музыкой произошло на первом курсе университета, во время какой-то поточной лекции. Однокурсник шепотом спросил, слышал ли я когда-нибудь японский шансон с аккордеоном, и передал мне свои наушники. Описанная комбинация оказалась взрывной: от цыганского ритма, своеобразного пения и залихватских интонаций на абсолютно незнакомом языке меня порвало до такой степени, что я буквально рыдал, уткнувшись лицом в стол, чтобы никто не видел моей агонии. Хотелось одновременно плясать, плакать, хохотать, кататься на велосипеде и хлопать в ладоши. 

Надо заметить, что в ту пору я носил волосы до плеч и штаны клеш, а также был диким фанатом группы Whitesnake, посещал рок-колледж «Красный химик» и являлся членом закрытого таганского дискуссионного клуба околомузыкантов — там мы вели рокерские беседы и обменивались компакт-дисками с альбомами таких групп, как Ritchie Blackmore’s Rainbow, Judas Priest и подобных. Поэтому Garage Chanson Show была максимально далека не то что от моих вкусов, а вообще от моей системы координат и ценностей. Было непонятно, как к этой музыке относиться — по приколу или воспринимать всерьез. И хотя я не увлекся конкретно аккордеоным шансоном, именно Iza Susumeyo показала мне, насколько широк и разнообразен мир музыки в принципе. 

Стас Ломакин. The Gerogerigegege
Оральный секс с пылесосом как краткое введение в харш-нойз

Где-то 20 лет назад я слушал весьма безобидную музыку: в лучшем случае какой-нибудь набирающий силу инди-рок, или копался в дискографии The Prodigy и The Chemical Brothers. C поступлением в университет у меня появилась масса новых знакомых, с которыми мы делились музыкой, не размениваясь на мелочи вроде записи болванок: зачастую просто брали на перезапись целый HDD, а затем со всей силы расширяли свой музыкальный кругозор новыми исполнителями. 

На одном из таких дружеских HDD я обнаружил небольшую папку с непечатным названием: там хранилась дискография совершенно новых для меня групп «Шесть мертвых болгар» и Muslimgauze, и одно видео со странным заголовком Gerogerigegege. На нем происходило следующее. Сначала, судя по всему, у артистов брали интервью: это были два японца, один выглядел как обычный мужик, в рубашке и косухе, другой был переодет в женщину.

Пока я думал, как встретились эти два столь разных человека, началось их выступление и пазл сложился. Первый мужик был уже без косухи: он стоял на какой-то тумбе на сцене, пока у него отсасывал пылесос. Его коллега в это время катался по полу и страшно кричал. Сначала я, конечно, удивился, но постепенно начал понимать, что стою на пороге невероятных музыкальных открытий. В итоге я не то чтобы стал поклонником творчества The Gerogerigegege, но сильнее открылся для всего нового. Японский харш-нойз, группа «Бутырка» или дискография Бритни Спирс — везде отныне я мог найти что-то цепляющее, и ко всему относился с пониманием. Эта музыкальная толерантность сильно помогает до сих пор.

А то самое видео сейчас можно найти на Youtube, на ваш страх и риск.

Владимир Самойлов. Виталий Шапкин — «Тыштен Море»
Языческая хтонь

Виталий Шапкин (если верить интернету) — это такой певец земли марийской. Из его треков в сети завирусился лишь «Тыштен Море», каких-то других композиций, да и вообще доказательств существования Шапкина я не нашел. Если ввести имя в поисковике, система выдает информацию о марийском флейтисте Виталии Шапкине, но это явно два разных человека.  

Впервые с песней «Тыштен Море» я познакомился в детстве, когда на какой-то вечеринке взрослые включили ее на магнитофоне. В тот момент произошло странное. Я словно потерял почву и оказался в потустороннем мире, где безумие — вполне себе норма. Истерический, писклявый голос Шапкина, визжащий поверх мелодии из дешевой китайской самоиграйки заставил меня хохотать так, что я чуть со стула не упал.

Вообще, мне очень нравятся марийские песни — есть в них что-то одновременно восточное, даже японское, и при этом самобытное, с налетом язычества. Но если говорить о марийской эстраде восьмидесятых и девяностых — это какой-то кошмар. Режущие уши отвратительным качеством, визгом и дребезжанием музыка, которой реально можно пытать.

Однако, невзирая на первоначальный скепсис, сейчас «Тыштен Море» ассоциируется у меня с чем-то приятным и родным. Периодически слушаю ее в моменты грусти, и кручина немедленно отступает — настоящий шедевр.

Клип я нашел только такой, людям со слабым вестибулярным аппаратом смотреть не рекомендую — мужики в клипе так активно кружатся, что может стошнить.

Владимир Бровин. Тайская похоронная музыка
Если я умру, хороните меня под это

Как-то раз я пил чаек посреди ночи. На улице был сплошной мрак и тоска. Я был уставшим, подавленным и, позевывая, ковырял подборки ритуал-эмбиента. Просто хотел найти музыку, которая соответствовала бы моему сумрачному состоянию. Так я напоролся на тайскую похоронную музыку. Многообещающе! Включив, я понял: несмотря на трагическую подоплеку, это — полная противоположность всему, что я ожидал. 

Веселая, даже истерически веселая, лихая, радостная и орущая так, что отпугнет любых злых духов, она тут же вселила в меня бодрость и кураж. Я послушал весь альбом на одном дыхании, совершенно не понимая, почему мне это невероятно нравится. Включил альбом сейчас, чтобы освежить воспоминания и снова хочу просто покачиваться под это словно хатифнатт. Трансовый эффект на пустом месте, да еще и такой бодрящий! К слову, сами тайцы в старину проводили похороны как праздник: с фейерверками, танцами, а во время сожжения тела ликовали — вознесся человек, чего грустить.

Денис Майоров. Dälek
Экзистенциальный рэп вперемешку с нойзом

На хип-хоп-группу Dälek я наткнулся случайно в конце нулевых. Я искал в аудиозаписях ВК что-то совсем другое, но музыкальные боги, видимо, решили, что я готов перейти на новый уровень и выдали в поиске это. Я даже помню, что за трек мне выпал — Spiritual Healing. Экзистенциальный рэп, перемешанный с нойзом и шугейзом…

В то время я был конченым металхэдом и ничего такого не слушал, так что смесь моментально ударила в голову — и пофиг, что я ни слова разобрать не мог, атмосферы было достаточно. Я просто не мог представить, что рэп может быть таким. Рэп ведь, это что-то типа Эминема, 50 Cent или Papa Roach, разве нет? И уж тем более я не мог подумать, что такая дичь может звучать настолько круто и создавать настолько потустороннюю атмосферу. Уже после Dalek я узнал про Death Grips и, хотя степень их странности и сумасшествия еще выше, я был готов. 


Заглавное фото статьи — обложка альбома Garage Chanson Show.