В минувшие выходные DC Comics провела многочасовую презентацию, где рассказала про будущее своих супергероев: нашлось место и презентации новой игры от Rocksteady (про «Отряд самоубийц»!), и тизеру нового «Бэтмена» с Паттинсоном. Самое время вспомнить про одну из лучших историй супергеройских комиксов за авторством Гранта Моррисона — не последнего человека в DC Comics, приложившего руку к приключениям Супермена и Бэтмена.

От множества других историй комиксов «Супербоги» отличаются одним крутым сюжетным ходом — он особенно эффектен, если вы не совсем в курсе личности автора. 

Грант Моррисон излагает историю супергероев через призму своего детства. В 60-е и 70-е он рос в Глазго: до Шотландии к тому времени уже докатились американские «Золотой» и «Серебряный» века супергеройских комиксов, и совершались неловкие попытки создать первых британских супергероев. Мы смотрим на первые произведения про Супермена, Бэтмена и героев Marvel глазами Гранта-подростка, но с комментариями умудренного опытом Гранта-взрослого. Он пулеметными очередями рассказывает о своих любимых комиксах детства, затем — о первых самостоятельных опытах изготовления комиксов. Мы узнаем, как репетитор Гранта посоветовал ему забить на творчество и пойти работать в банк, а тот его не послушался. И правильно сделал: где-то во второй трети «Супербогов» мы обнаруживаем, что Грант Моррисон стал героем своей собственной книги и рассказывает о себе так же, как страницами ранее рассказывал про Стэна Ли или Джека Кирби. Вполне заслуженно: сейчас Грант уже давно входит в число уважаемых сценаристов DC Comics. Его самая известная работа — графическая новелла Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989), которую ставят в один ряд с Killing Joke или The Dark Knight Returns.

Amazon.com: Batman: Arkham Asylum Anniversary Edition ...

Таким образом, «Супербоги» — это история супергеройских комиксов, рассказанная сначала их ярым фанатом, а затем не последним их создателем. Его исторический экскурс в комиксы 40-60-х годы XX века увлекателен и полон интересных фактов, которые можно нарыть и в википедии, но в детских воспоминаниях Моррисона вперемешку с его взрослыми комментариями они звучат гораздо сочнее. Так, у него можно узнать ироничную историю женской супергероики: все началось далеко не с Чудо-женщины, а с героини по имени Ма Ханкель, она же «Красный торнадо», домохозяйки в плаще из одеяла и кастрюлей на голове, которая оказалось одновременно и первой пародией на супергероев, и первой женщиной-супергероем.

Jeffs Comics on Twitter: "Glad to see the Ma Hunkel thread ...

Или про другого супергероя 40-х — Красную Пчелу:

«Основное наступательное оружие в пчелином арсенале, его главную пчелу, неизменно рвавшуюся в бой за справедливость, довольно трогательно звали Майклом. Однако, как отмечает жестокий автор статьи о Красной Пчела на «Википедии», самцы пчел не кусаются, что ставит под сомнение полезность Майкла в любом столкновении с вооруженными бандитами или громилами Триад».

Карьера Гранта Моррисона как художника и сценариста комиксов началась в то самое время, когда британцы стали решать в индустрии графических новелл больше, чем когда-либо. В 80-е все узнают про Алана Мура и Дэйва Гиббонса (как минимум «Хранители»). К концу десятилетия восходит звезда не только самого Гранта Моррисона, но и другого шотландца — Марка Миллара (Kingsmen, Kick-Ass); выходит «Песочный человек» Нила Геймана. Эти работы навсегда меняют взгляд на супергероев, делают их максимально серьезными: Моррисон, работавший бок о бок с этими людьми, также вносит свою лепту в «серьезный» тренд через комикс про «Лечебницу Аркхем». На страницах книги он без ложной скромности рассказывает, как с ним советовались Миллар или Гейман, а в больнице навещал один из основателей Forbidden Planet, ныне крупнейшего магазина комиксов на планете.

Рассказывая историю комиксов, искусно переплетенную с его собственной биографией, Моррисон не забывает и про экранизации — и хотя не захватывает недавнего сумасшествия Marvel, выбирает примеры со знанием дела. Особое внимание он уделяет эволюции Бэтмена на экране и не совсем очевидным вещам вроде «Неуязвимого» Шьямалана. 

М. Найт Шьямалан продолжит «Неуязвимого» и «Сплит» — Новости на ...
По мнению автора «Супербогов», «тему супермена Шьямалан раскрывал со всей изощренностью независимого авторского кино».

Между тем, незадолго до британской комикс-революции 80-х Моррисон вступает в совершеннолетие стрейт-эйджером и девственником, и стремительно избавляется от этого багажа невинности всеми возможными способами. Местами биография автора слишком сильно наползает на собственно историю комиксов; тогда «Супербоги» начинают напоминать трип-репорт или откровения въедливого хиппи о том, как он достигал просветления. Моррисон ни в коей мере не отрицает влияния наркотиков и разнообразных духовных практик на его сознание и творчество. Читая путаные описания посетивших его видений, в какой-то момент начинаешь беспокоиться, все ли в порядке с автором в наши дни.

Если что — все в порядке: как уже говорилось, он вписал себя в историю DC Comics как автор множества работ про Супермена и Бэтмена, а в 2018 году перезапускал для DC «Зеленого фонаря». Его таланты сценариста стали востребованы и на большом экране — например, он адаптировал «Дивный новый мир» Хаксли для недавнего сериала 2020 года. 

Но конкретно «Супербоги», написанные им в 2011 году, заканчиваются особенно красиво. Тогда же Моррисона подписали на перезапуск Action Comics — серии, с которой в 1938 году началась история Супермена и по сути всех супергеройских комиксов вообще. В этой композиционной красоте, пожалуй, вся суть «Супербогов». Несмотря на относительную толщину книги, это далеко не самая полная история супергеройских комиксов. Моррисон нередко рассказывает скорее о любимом, чем о значимом, и не скрывает этого. Ближе к концу он все чаще фокусируется на своих собственных работах, но и это не смущает. Это субъективная история супергероики от Супермена 30-х и до Супермена XXI века, рассказанная непосредственным участником эволюции Кларка Кента — и так даже интереснее, чем если бы ее рассказывал кто-то со стороны, встречавший Алана Мура и Фрэнка Миллера в лучшем случае на автограф-сессиях.  

DC

Супербоги