Свомп-рок — хорошо известный и распространенный В США жанр, оформившийся в середине 60-х годов. За пределами Штатов, впрочем, о нем почему-то знают единицы. При этом вы точно слышали многие культовые песни болотного рока. Просто вряд ли задумывались, что это какое-то особенное отдельное направление. Тем не менее, у него есть и яркие черты, и богатая история. И не было бы никакого болотного рока без не менее болотного блюза. Поэтому о нем тоже поговорим.

Болотный рок очень интересно разбирать — чем дольше и подробнее это делаешь, тем глубже погружаешься в американскую историю. 

Вырос жанр из болотного блюза, у которого тоже есть собственная ветвистая история. Без нее не получится понять, что же сделало блюз болотным и почему его пришлось выделять как новое направление. Центром возникновения свомп-блюза считается город Батон-Руж в штате Луизиана. Но спустя годы направление чаще связывают с Байу-кантри в принципе — это болотистая местность на юге США, кроме Луизианы захватывающая Алабаму, южную Флориду и даже юг Техаса. 

Разумеется, болота есть и в других частях Америки, но Байу-кантри — явление особенное. Оно зародилось благодаря двум этническим группам — каджунам и луизианским креолам. Каджуны были французскими переселенцами, проживающими в колонии Акадия. Поселение со временем было захвачено британцами, а почти все население депортировали в Луизиану. 

Креолы же понятие более широкое. Они — потомки первых французских и испанских переселенцев Луизианы, а также чернокожих рабов и индейцев. Обе группы сформировали уникальную, во многом обособленную от общеамериканской культуру и расселились по территории нынешней Байу-кантри. У них есть собственные диалекты французского и своя народная музыка — она нас сегодня особенно интересует. Обе группы, само собой, перемешались и сильно повлияли друг на друга, поэтому о них обычно говорят именно в паре.

Вот так выглядят болота-байу

Музыку каджунов и креолов сегодня чаще всего объединяют в один общий жанр — зайдеко. 

Это дичайшая мультикультурная смесь: французская и испанская этника, народные мотивы, африканская и карибская ритмика. Из обязательных инструментов — аккордеон и скрипка, хотя со временем правилом это быть перестало. Из необычных — жилет-терка: по сути, переделанная стиральная доска. Корни зайдеко уходят аж в XVII век, но в современном виде это все оформилось в начале XX века. Точнее сказать сложно — жанр стал более-менее известен только после Второй мировой. Электрогитары, ударные, бас и прочие инструменты зайдеко, если что, не отрицает — музыка не совсем уж деревенская и на месте не стоит. 

Самый наглядный жанровый пример — творчество Клифтона Шенье. Не просто же так в истории он закрепился как «Король зайдеко», да и жилет-терку придумал тоже он. Не зная бэкграунда можно подумать, что это просто «кантри», но нет! Кроме Шенье стоит обратить внимание на Иру Лежана, одного из самых успешных зайдеко-музыкантов довоенной эпохи, и Нейтана Эбшира, в сороковых популяризировавшего аккордеон в жанре. Но это уже такие глубокие слои, что слушать сможет не каждый — качество записей тоже на любителя. Зато история и атмосфера!

В послевоенное время, особенно в пятидесятых годах, на юге США зайдеко был довольно популярным жанром. Сегодня это направление поп-музыкой уже, конечно же, не назовешь — слишком специфичное. Впрочем, оно не забыто и активно развивается как минимум на локальной сцене Байу-кантри. Есть и относительно молодые зайдеко-музыканты, вот, к примеру, выступление Дуэйна Допси и его группы  The Zydeco Hellraisers в 2016 году. Скрипки не хватает, зато аккордеон душу рвет со всей силы.

В течение четырех лет — с 2008 по 2011 годы — у зайдеко была даже своя категория в рамках «Грэмми». Послушать альбом победителя-дебютанта Терренса Симьена — еще один отличный способ составить впечатление о более-менее современном звуке жанра. Его, кстати, и в Россию однажды заносило.

В результате смешения «традиционного» блюза и зайдеко в 50-х годах зародился тот самый болотный блюз.

Луизиана породила сразу два блюзовых поджанра. Но если новоорлеанская школа опиралась больше на джаз, то болотный вариант — родом из Батон-Руж — выстроен на основе зайдеко. Потому и болотный: мало того, что чуть ли ни прямо на байу придуман, так еще и более грубый, без единой капли претенциозности. Свомп-блюз — это яркая ритмичность в стиле буги, но размеренный неспешный темп, «народные» зайдеко-мотивы, нарочито примитивная, часто ломаная перкуссия, много эхо и тремоло. При этом настрой у болотного блюза чаще всего позитивный — музыка хоть и о нелегкой жизни, но без нытья. 

Музыкантов в этом жанре очень много. Лучшим примером будет Джеймс Мур, выступавший под именем Слим Харпо. Он не только был в авангарде направления, но также считается одним из самых успешных блюзовых музыкантов в истории. И это хорошо показывает, какое место жанр занимал в музыке своего времени.

Блюз, в отличие от зайдеко, жанр куда более распространенный. Вот только в чистом виде его сегодня найти не так уж просто — особенно болотный. Направление оказало огромное влияние на музыку в целом и растворилось в ней. Элементы блюза во всех его проявлениях — везде, об этом можно написать не один отдельный текст. Но если уж брать пример чего-то поновее, то лучшим вариантом будет внезапно (или не так уж и внезапно) — оригинальный саундтрек Mafia 3. Вокала ему немного не хватает, но в остальном — концентрированный свомп-блюз по всем канонам. Разве что потяжелее иногда, нежели прародители. А порой саундтрек звучит на грани со свомп-роком, к которому мы наконец-то подобрались.

В 60-е из болотного блюза наконец-то вырастает болотный рок — словно финальная, ультимативная форма зайдеко.

Конкретных основателей у жанра нет, все произошло само собой. Болотный блюз, в противовес набирающему популярность прогу, все обрастал и обрастал элементами других популярных жанров. В итоге получился гармоничный и моментально узнаваемый жанр, хотя описание его похоже на полнейший сумбур. Симбиоз болотного блюза, соула и рокабилли — бодрого, танцевального направления рок-н-ролла, перемешанного с кантри. Сверху этнические мотивы из зайдеко, активное использование слайдов и губных гармошек, фанковые ритмы. Сложно представить, как это звучит? На самом деле нет — вы уже слышали, например в этой песне:

Свомп-рок был очень популярен в США вплоть до расцвета диско, так что его можно услышать на альбомах десятков, а то и сотен групп эпохи середины 60-х и вплоть до конца 70-х. Делитесь любимыми в комментариях — наверняка теперь что-то вспомнится! Но на мой взгляд, самый репрезентативный жанровый альбом — это Bayou Country от все тех же Creedence Clearwater Revival. Особенно стартовая песня с идеальным названием Born on the Bayou. Просто добавляешь этот альбом и включаешь, если кто-то (а вдруг!) спросит, что такое свомп-рок. У музыкантов даже образ был жанровый — простые ребята из глубинки. Может, и простые, но всего за пять лет они умудрились стать культовыми, а потом распались.

Перечислять знаковые группы и альбомы болотного рока — дело долгое и неблагодарное. Обязательно стоит выделить Тони Джо Уайта, но в целом есть есть очень удобная шпаргалка — снова саундтрек Mafia 3, но теперь лицензированный. К игре можно относиться как угодно, но в ее саундтрек разработчики включили очень много отличных песен свомп-рока и болотного блюза. Просвещаться в рамках жанра с такой подборкой очень удобно — заодно и рок в целом зацепится. Больше сотни песен все-таки!

В наше время жанр жив и чувствует себя прекрасно. Пока американцы слушают кантри, будут слушать и свомп-рок. А кантри они слушать не перестанут никогда (посмотрите на чарты «билборда»). Для начала, конечно же, стоит не отходить далеко от Creedence Clearwater Revival и послушать что-нибудь из сольников бывшего вокалиста группы Джона Фогерти. Альбом Wrote a Song for Everyone подойдет. На нем Фогерти поет Fortunate Son вместе с Foo Fighters и фитует с Томом Морелло. Такое стоит заценить. Да и прошлогодний сингл у Джо был хорош.

Из совсем современных банд внимания точно достойны MonkeyJunk. Группа образовалась в 2008 году в Оттаве, Канада — далековато от Луизианы и культуры Байу-кантри! Тем интереснее, что звучат MonkeyJunk так, словно, их музыку записали где-то в конце 60-х, потом ее проглотил аллигатор, а сейчас ее нашли и отреставрировали — но не слишком старательно. Чтобы вы не подумали, что так на самом деле и было — прикладываю видео с живой сессии банды. Но не ограничивайтесь ей, послушайте как минимум последний альбом группы — Time To Roll.

Особое место я приберег для американской, почти полностью женской группы Larkin Poe. Банда образовалась в 2010 году в Джорджии, но сейчас базируется в более правильном для своей музыки месте — Нэшвилл, Теннесси. Эти музыканты не держатся за звук прошлого века. Они двигают его вперед, делают проще для массовой публики, стараясь при этом максимально сохранить традиции. И у них получается. Музыка Larkin Poe — современное, стильное прочтения и свомп-рока, и свомп-блюза, а местами и зайдеко. Да еще и с шикарным женским вокалом.

Но если уж пускаться в эксперименты, то завершить материал стоит альбомом и клипом швейцарской группы Zeal & Ardor. В их музыке с 2013 года свомп-рок и блюз встречают не поп, а блэк-метал и эстетику сатанизма. Как такое вообще возможно? Смотрите и вместе со мной удивляйтесь, как широко можно раздвигать границы жанра, не нарушая их целостности. 


Южный метал