Адам «Нергал» Дарский — вокалист и лидер Behemoth — любит блэк-метал, но считает его застойным жанром. Поэтому он особенно гордится тем, что его группа остается актуальной и продолжает выпускать альбомы, не отходя слишком далеко от своих корней. В конце мая у Behemoth вышел EP A Forest с двумя новыми песнями и кавером на The Cure. Не самый очевидный выбор для блэк-металистов, но в этом вся суть Behemoth и творчества самого Дарского. Он не зацикливается на «классическом» звуке, а его музыкальный кругозор не ограничивается экстремальным металом, что наглядно доказывает его блюз-роковый сайд-проект Me and That Man. Самое время разобраться, откуда взялись группа Behemoth и ее эксцентричный лидер.


Me and That Man в случах

Один из главных источников вдохновения для Behemoth и Дарского — дебютный альбом норвежских блэкеров Mayhem.

«Настоящий норвежский блэк-метал» — уже нарицательное выражение и фактически планка для определения трушности блэк-музыки. При этом польскую банду Behemoth часто ставят в один ряд с норвежскими классиками жанра — и это достойное достижение.

В 1990 году 14-летний Дарский серьезно увлекся метал-андерграундом, и через друзей узнал о многих экстремальных группах того времени. Адам брал у товарищей кассеты и перезаписывал их — другого способа приобщиться к движению в те дремучие времена не было. Зато так он начал втягиваться в тусовку. Первой группой, которую он тогда услышал, была как раз Mayhem. История у этой банды по-настоящему трагическая и мрачная — ее оригинальный вокалист Дэд покончил с собой в 1991 году, выстрелив из ружья себе в голову. Фотография мертвого Дэда с со всеми неприятными подрбностями позже стала обложкой концертного альбома группы. И это самая блэкерская вещь на свете — ведь суть жанра не в настоящей вере в темные силы, а в радикальном отрицании любых святынь. Фото, кстати, сделал гитарист Евронимус, которого в 1993-м убил хорошо известный Варг Викернес. 

Дебютник Mayhem — одна из самых определяющих записей жанра — был выпущен уже после смерти Дэда и Евронимуса, вот как его вспоминает Дарский:

«Я получил альбом еще до релиза — на кассете, от моего друга Даниэла, более известного как Leinard из польской группы Mysteries. В сообществе было мнение, что новый вокалист Аттила уничтожил запись своим голосом. Но я считал иначе. Люди просто не поняли его авангардного, инопланетного вокала. Его вопли и скрим до сих пор необъяснимы. Я знал, что это что-то удивительное, вневременное. Mayhem зажгли во мне огонь. И это пламя все еще горит. Музыка, образ и история этой группы уникальны, и не перестают вдохновлять». 

Несмотря на трагическое прошлое, группа Mayhem была восстановлена в новом составе и существует до сих пор. Дарский называет их среди горстки блэк-групп, которые по его мнению все еще звучат круто и развивают жанр.

Погрузившись в метал-андерграунд с головой, Дарский в 1991 наконец собрал свою блэк-метал-группу.

Наконец — потому что о своей группе он мечтал еще с 1987 года. В этом ему помог школьный товарищ Адам Мурашко. Сначала банда называлась Baphomet, а годом позже переименовалась в Behemoth. До первого альбома — Sventevith (Storming Near the Baltic) — это был дуэт Дарского и Мурашко, который покинул группу в 1996 году. 

Дебютник и следующие две записи — Grom и Pandemonic Incantations — были максимально близки к классическому блэку. Бластбиты, мрачность, размеренность, типичный блэкерский вокал — как позже сказал Адам: «Мы были просто подростками, которые хотели выплеснуть свой гнев с помощью злых звуков». Но уже тогда Дарский начал экспериментировать, добавляя к сырой агрессии мелодичную акустику и вкрапления симфоники. Да и тематика песен больше крутилась вокруг язычества, а не сатанизма.

Впрочем, корень блэка — не обязательно в сатанизме. Как я уже отметил выше, он про ярость и неприязнь к традиционной религии и ее святыням. Про ее высмеивание и критику в самых грубых выражениях. Само собой, самый эффективный способ такого протеста — провокация, использование отрицательных, «нечистых» для религии образов. И уж этого в текстах Behemoth хватает! Дарский проходится по религии очень жестко, грязно, но в то же время поэтично — со сложными, не самыми очевидными отсылками к самым разным оккультным традициям. Традиционный блэкерский мэйкап — корпспейнт — группа тоже использует с ранних лет творчества и по сей день. А еще на концертах они, бывало, жгли кресты и рвали библии (за что на Нергала подавали в суд).

В 1999 году вышел альбом Satanica — он стал переломным для Behemoth. 

В андерграунде группа тогда уже стала легендой, а Satanica представил ее более широкой аудитории. На этом диске Behemoth стали быстрее и техничнее, добавили в свой звук элементы индастриала, трэша и дэт-метал. На нем же дебютировал нынешний барабанщик группы — Роберт «Инферно» Проминьский. Собственно, с тех пор Behemoth чаще причисляют не к блэку, а к жанру blackened death — смеси блэка и дэта. Впрочем, сам Дарский не считает, что группа сменила жанр. По его словам, банда как играла блэк, так и играет. Никакой стратегии по изменению звука у группы нет, как и желания уйти от своего наследия. Просто навыки участников эволюционируют, вкусы меняются — и все это отражается на звучании новых пластинок. 

В текстах на Satanica язычество уступило место сатанизму, каббализму и мифологии ближнего востока. В философском же смысле музыканты вдохновлялись на этом диске (и впоследствии) вдохновлялись работами знаменитого мистика Алистера Кроули. Наиболее ярко их увлеченность выразилась на следующем альбоме — Thelema 6, вышедшем в 2000 году. «Телема» с греческого переводится как воля. А еще это философское учение, сформированное Кроули. В его центре мысль: «Твори свою волю, таков будет весь закон». Сам Дарский считает, что главное в жизни — счастье, а следование этой мысли Кроули — лучший способ к нему приблизиться. Впрочем, к Алистеру Кроули, как и к религии вообще, он относится не слишком фанатично:

«Я вообще не назвал бы себя религиозным человеком, хотя, естественно, у меня есть убеждения, собственный взгляд на мир, даже, можно сказать, какая-то вера. Она сложноопределима, рассказывать это дело долго и нудно… скажу только, что мои взгляды базируются на событиях реальной жизни, на собственном опыте, на полученных знаниях и прочем. Это целая система, эклектично включающая в себя все, что помогает мне становиться сильнее, счастливее и мудрее… Вкратце главный принцип выглядит так: будь честен по отношению к себе и при этом старайся использовать все, что помогает тебе стать счастливее».

В последующие годы группа не только ездила с концертами и регулярно выпускала альбомы, но и создавала имидж по-настоящему творческого коллектива.

На сегодняшний день Behemoth выпустили уже одинадцать полноформатников. Причем именно десятые стали для группы самыми успешными и продуктивными. А альбом The Satanist 2014 года многие критики назвали лучшим, самым эпичным в дискографии группы. Вот что на этот счет говорил Дарский:

«Группа проделала длинный путь, чтобы сегодня с гордостью сказать: да, мы живем только за счет музыки. Последние пять или десять лет были очень успешными, но предыдущие два десятилетия мы пахали, как кони».

Нергал считает, что творчество Behemoth — это не только музыка, но и все, что происходит вокруг нее. Обложки альбомов, сценические костюмы и реквизиты, шоу непосредственно на сцене. Группа даже художественную экспозицию с собой в тур возила. По словам Дарского, Behemoth — это творческий проект, который он усердно ковал тридцать лет. Лучшим примером будет выставка Thou Art Darkest, которая родилась из фотосессии для буклета к альбому I Loved You at Your Darkest 2018 года. Музыканты на ней весьма специфично обыграли классические библейские сюжеты с картин эпохи ренессанса. 

В 2014 году Behemoth во время тура по России задержали и депортировали из страны.

Дарский миллион раз отмечал в интервью, что «оккультность» Behemoth для него это лишь театральность и способ самовыражения. Но несомненно, все еще существуют люди, принимающие «оккультность» группы за чистую монету. Кто-то ему просто не верит, заявляя, что на концертах музыканты на полном серьезе служат черные мессы, славят Сатану и языческих демонов. Другие же говорят, что их творчество непозволительно, даже если все это не всерьез. Против Behemoth выступали религиозные организации в разных странах, в том числе и в Польше. Но православные активисты в России отличились сильнее всего. К творчеству группы эта история прямого отношения не имеет, но упоминания она заслужила. Ведь благодаря ей про Behemoth в России узнали вообще все. 

Компания против приезда Behemoth началась еще до прибытия группы в Россию и широко освещалась даже на центральных телеканалах. Разумеется, группу обвиняли в оскорблении чувств верующих. Нормально отыграть музыкантам тогда удалось только в Санкт-Петербурге. Далее под давлением активистов были отменены концерты группы в Хабаровске и Владивостоке. Дарский даже записал по этому поводу обращение на русском . Следом слетел концерт в Томске, но главное шоу произошло в Новосибирске. Там перед входом выстроилась группа крепких ребят, которая просто не пускала фанатов внутрь. Потом приехал ОМОН и владелец клуба, показав православный крест на груди, заявил, что выступления не будет.

В качестве финального штриха следом группу задержали в Екатеринбурге. Музыкантов буквально заломали и увезли в КПЗ, где они провели ночь — оказалось, что они получили какие-то неправильные визы. На этом основании их оштрафовали и депортировали. К счастью, Behemoth на страну не обиделись. Дарский потом говорил, что «у руля в России идиоты», но русских фанатов группа любит и с радостью вернется. Ближайшие шоу Behemoth в России назначены на 2021 год. 


Адам «Нергал» Дарский — ухоженный, всегда шикарно подстриженный и подтянутый мужик. Среди любимых альбомов он называет Ultra от Depeche Mode и Let Love In от Ника Кейва. Он много улыбается и шутит. В свободное время занимается йогой, выпускает собственное пиво и управляет барбершопом. А между альбомами The Satanist и Evangelion 2009 года он успел побороть лейкемию. Настоящий Нергал сильно контрастирует со своим сценическим образом и этот контраст лишь добавляет шарма музыке Behemoth.

Сатанинский фолк