«К черту, зачем ждать. Мир кишит дерьмом, так послушайте кое-что оригинальное, пока справляетесь с этим. Мы надеемся, вам понравится. Будьте в безопасности и не теряйте надежды. И спасибо, что дали двум друзьям шанс быть услышанными и делать любимое дело». С таким сообщением Run the Jewels выпустили свой четвертый альбом — на два дня раньше запланированной даты. Музыкантов подстегнули протесты, все еще бушующие в Штатах.

Run the Jewels — или просто RTJ — это супергруппа. Дуэт большого черного рэпера из Атланты Киллер Майка и белого продюсера из Бруклина Эл-Пи, который при этом и сам читает не хуже Майка. Вместе они не выпустили ни одного плохого или хотя бы проходного альбома. Они смешные, качающие, злые, острые — строят комедию, по-рэперски кичатся, но в то же время поднимают социально-значимые темы. Если же слушать RTJ внимательно, станет понятно, что их творчество несет месседж не менее мощный, чем у Rage Against the Machine. А еще все альбомы Run the Jewels — бесплатны, включая новый. Причин, почему RTJ — короли хип-хопа, миллион, пройдемся по нескольким самым значимым.

Музыка Run the Jewels — это не ньюскул.

Майк и Эл-Пи — взрослые мужики, обоим уже по 45 лет. Оба успели сделать музыкальную карьеру еще до RTJ. Опыт, упертость и имена позволяют им плевать на тренды и трэп с трещетками. Они любят качающие, но экспериментально-абстрактные биты — миксуют в них джаз, пропитывают музыку духом андерграунда, утяжеляют ее почти до уровня метала. А сверху кладут злой, хардкорный речитатив с яркой атакой, прилипчивой ритмикой и сложными метафорами, часто уходящими в гиковство. Среди совсем молодых слушателей иногда можно услышать мнение, что RTJ — это рэп для бумеров. Звучит, как комплимент!

Плыть против течения иногда полезно и RTJ тому пример. Когда я только начал их слушать, никто из моих знакомых о группе не слышал. Сегодня они со своими неформатным рэпом везде — и в чартах, и на саундтреках к голливудскому кино (например, во втором «Дэдпуле» и «Малыше на драйве»). RTJ — редкий пример мейнстрима, в душе остающегося андерграундом.

Дуэт образовался в 2013 году и с тех пор Майк и Эл-Пи сформировали крайне узнаваемый звук, бросающуюся в глаза айдентику и свой главный символ — жест «пистолет и кулак», сопровождающий их творчество. Последнее важнее, чем может показаться. Жест броский и дерзкий, он смотрится пафосно, хорошо и быстро передает суть музыки RTJ и красуется на обложках всех четырех альбомов дуэта. А его прилипчивость можно оценить хотя бы по десяткам фото с другими музыкантами, изображающими «пистолет и кулак» — от Джека Уайта до Майка Шиноды. 

Благодаря своей честной хардкорности, RTJ — уважаемая группа даже среди многих фанатов метала. Они в этом плане гордо стоят в одном ряду с Эминемом, The Roots и Tech N9ne.

Киллер Майк — «мускулы дуэта», легендарный рэпер и заметный политический активист.

Карьера Майкла Killer Mike Рендера началась еще в нулевых. До Run the Jewels он успел выпустить пять полноформатных альбомов и ворох микстейпов. Еще до своего дебютника Monster, вышедшего в 2003 году, он успел зачитать гостевые строчки у Outcast и JAY-Z — впечатляющий старт. Все пять дисков Майка получили отличные оценки у критиков, а дебютник залез в чарте «Биллборда» на нестыдное десятое место. 

Сын офицера полиции, Майк особенно активно выступает против полицейского насилия и системного расизма, критикует капитализм, бездействие политиков и любую социальную несправедливость. И для него это не просто броский образ: в 2014 году он выступал с речью на фоне гибели восемнадцатилетнего Майкла Брауна в Миссури. Он активно комментировал протесты в Балтиморе в 2015 году и вообще не обходил стороной ни один известный случай полицейского насилия по отношению к темнокожим. А во время президентских выборов в США в 2016 году Майк активно топил за Берни Сандерса и даже зачитывал пламенные речи на тему того, почему именно Берни должен вести США в будущее.

Взгляды Майка можно не поддерживать, но в «социальном» рэпе, который он представляет, важна честность. Киллер Майк всю жизнь доказывает, что он действительно читает именно о том, что его волнует. О текущей волне протестов, начавшихся со смерти Джорджа Флойда, он, разумеется, тоже не промолчал — речь получилась очень эмоциональной.

Но несмотря на то, что Майк «разозлен и расстроен», он все же призвал к мирным, организованным протестам и борьбе с политиками, через голосование.

Эл-Пи не только читает рэп, но и продюсирует всю музыку для Run the Jewels.

Эл-Пи не такой ярый активист, как Киллер Майк, но его идеи он поддерживает — иначе музыканты не сошлись бы. Познакомились они еще в 2011 году, а годом позже Эл-Пи продюсировал альбом Киллер Майка R.A.P. Music и залетел туда на фит. А Майк зачитал гостевые строки на сольнике Эл-Пи, который тоже вышел в 2012-м — неудивительно, что в итоге возникла идея сделать что-то своместное.

Сам Эл-Пи — Джейми Мелин — сын джазового пианиста, что явно повлияло и на его сольное творчество, и на экспериментальность битов RTJ. До Run the Jewels он успел спродюсировать и выпустить достаточно музыки. Это не только авангардный хип-хоп и ремиксы для Бека и Nine Inch Nails. В его дискографии, к примеру, есть потрясающий кинематографичный фри-джаз-альбом High Water 2004 года. В этом году он работал над саундтреком к фильму Тома Харди Capone (у нас известный как «Лицо со шрамом»). Кроме того Эл-Пи вдохновляется и тяжелой музыкой. По его словам, он ее любит в широком смысле — и метал, и забористый рок, и тяжелый, мрачный хип-хоп. Киллер Майк в этом Эл-Пи, кстати, поддерживает и признается в любви к Black Sabbath, Suicidal Tendencies и Body Count.

Благодаря Эл-Пи музыку Run the Jewels можно с удовольствием слушать, вообще не обращая внимания на ее подтекст и призывы. И это важно, учитывая, как умно RTJ играют со словами и как плотно оборачивают их культурными отсылками — многое понять просто невозможно, если сам не живешь в Америке. Это не считая требований к знанию языка. Run the Jewels — одна из немногих хип-хоп-групп, чьи подборки битов можно слушать как отдельные, полноценные альбомы. 

В 2015 году Run the Jewels выпустили альбом с мяуканьем кошек вместо битов.

Готовясь к выпуску альбома Run the Jewels 2, музыканты в шутку пообещали выпустить особое делюкс-издание диска, на котором биты будут собраны из мяуканья кошек. Условие — накраудфандить 40 тысяч долларов. Это была пародия на абсурдные цели проектов с «Кикстартера», но фанаты группы подсуетились и действительно собрали такую сумму. И даже больше — набралось 60 тысяч. 

Ну а RTJ не растерялись и действительно выпустили мяу-альбом под названием Meow the Jewels. Причем делать кошачьи ремиксы для пластинки они позвали хороших, уважаемых музыкантов. Если это не самая эпичная пластинка в истории хип-хопа, то что?

Новый альбом группы — RTJ4 — снова качает и бьет прямо в социальный нерв.

Насколько суров и злободневен альбом, лучше всего скажет трек Walking in the snow. Начинается он с тяжелого, грязного гитарного риффа, а затем бьет строками: «И ты безмолвен, смотришь как копы душат человека, вроде меня, пока мой голос из крика не переходит в шепот: “Я не могу дышать”». Но не стоит думать, что RTJ на свежем альбоме ноют и нудно проповедуют. Это все тот же прокачанный басами, прогом и джазом хардкорный хип-хоп, под который хочется кивать головой. Веселье, шутки и культурные отсылки на месте — Майк и Эл-Пи не разучились смешивать это с невеселой действительностью.

Ну а ширина и богатство музыкальных вкусов RTJ в очередной раз отражаются в подборке фитов на релизе. Много ли альбомов, на которых одновременно можно услышать и рэпера 2 Chainz, и Фаррелла Уильямса и Зака Де ла Роча из Rage Against the Machine (с ним группа давно дружит), и Джоша Хомми из Queens of the Stone Age? Многие пишут, что RTJ4 — идеальный саундтрек к бунтам и погромам в США. А я скажу, что это идеальный саундтрек ко всему 2020 году. Пока все горит и разваливается на части, мы пытаемся жить и шутить, поддерживать боевой дух. Но это вовсе не значит, что мы не злы, что мы не видим творящуюся жуть и не воспринимаем ее всерьез.