Две мартышки, клонированные китайскими биологами, моментально стали сенсацией интернета. Люди задались вопросом: «А что же дальше: на очереди человек?», но совершенно забыли о том, каких успехов достигла молекулярная биология и в какую многомиллионную индустрию превратилось клонирование. Мы рассказываем о том, почему из-за новых технологий бастуют фермеры и как клоны стирают привычные нормы морали.

Из-за чего снова поднялся шум?

На случай если вы все пропустили, поясняем: китайские ученые первыми в истории клонировали двух детенышей яванской макаки. Важность события в том, что до этого никому не удавалось клонировать приматов, а еще и в том, что мы с вами сами являемся приматами — связь, как говорится, налицо. Естественно, что все любители научной фантастики бросились рассуждать о том, когда мы увидим первого клонированного человека. Впрочем, мало кто из них знал, как развивалась технология 22 года, прошедшие с рождения несчастной овечки Долли.

Что изменило клонирование этих макак?

клонирование обезьян опасности клонирования отвратительные мужики disgusting men

С 1996 года, когда на свет появилась Долли, биологи успешно клонировали 23 вида животных: коров, собак, свиней, крыс, кроликов, верблюдов и многих других, но любые попытки клонировать обезьян оканчивались неудачей. Технология производства при этом никогда кардинально не менялась. Ученые брали здоровую клетку, содержащую целостный генетически материал, помещали ее в яйцеклетку, а ту вживляли суррогатной матери, которая вынашивала и рожала детеныша. С приматами такой фокус не работал, поэтому китайские исследователи смешали «коктейль» из молекул РНК и нужных ферментов, который бы защитил белковую оболочку ДНК во время деления яйцеклетки. Их эксперимент сработал, и это уже повод для радости, но сам процесс клонирования давно перестал быть фантастикой и уверенно вошел в повседневную жизнь.

Почему фермеры снова забили тревогу
(хотя это не связано с ГМО)?

Еще в 2006 году Управление по контролю за едой и лекарствами США начало проверку клонированного скота. Американцы обеспокоились безопасностью мяса дублированных животных. Волновались не только потребители, но и фермеры, которые понимали явные преимущества крупных производителей. Появись у компании корова, зарекомендовавшая себя как прекрасный образец вкуснейшей мраморной говядины, владелец тут же бы начал ее клонировать, поставляя на рынок «безупречный вкус» или любой другой красивый рекламный слоган.

О своем намерении клонировать крупные партии животных заявило несколько американских компаний и одна китайская под названием The Boyalife Group. В 2016 году ее представители объявили о том, что в ближайшее время они планируют выпускать сто тысяч клонированных коров ежегодно, а к 2020 году увеличить их число до миллиона. О своих успехах китайские производители с тех пор не сообщали, но, учитывая последний удачный опыт, вероятно, что среди вывозимой из Поднебесной говядины были и кусочки клонов.

• Реклама ViaGen. Заменить коров на людей — и будет настоящий киберпанк

В Соединенных Штатах тоже работает сразу несколько успешных фирм, среди которых техасская ViaGen завоевала наибольшую известность. В 2008 году Управление по контролю за едой и лекарствами проверило их мясо и пришло к выводу, что опасаться нечего, хотя скептиков осталось предостаточно. Сегодня ViaGen — едва ли не крупнейшая компания, занимающаяся выращиванием клонированных животных больше 15 лет.

Как клонирование этих обезьян изменит нашу с вами жизнь?

• Одна из клиенток ViaGen

Со временем ViaGen открыла новое подразделение, которое занялось клонированием домашних питомцев. Любой желающий может принести своего кота или его труп (если клетки сохранились невредимыми) и получить через несколько месяцев его генетическую копию. Стоит это удовольствие 50 тысяч долларов (2 миллиона 800 тысяч рублей). Сумма немаленькая, но любящих хозяев, готовых на все ради четвероного друга, тоже оказалось предостаточно. Сейчас на сайте компании больше пятидесяти радостных отзывов, очень похожих друг на друга. Любимого кота/пса сбила машина/скосил рак, и вот он уже вернулся с того света, как будто новый.

Куда интереснее люди, оценившие сервис компании в Facebook. Одни пишут, что единственного клона им показалось недостаточно, поэтому они завели сразу двоих или троих. Вторые, что привыкли к своему коту, смотрящему разноцветными глазами, поэтому о других питомцах и не помышляют. А третьи, вопрошая, наверное, к небу называют подобный бизнес безумием и сокрушаются, что Бог, видя это, наверняка плачет на небесах.

• Хван У Сок

Как ни странно, но у ViaGen есть конкуренты, завышающие стоимость своих услуг. Корейская компания Sooam Biotech, которую основал скандально известный биолог Хван У Сок, поднимает ценник до 100 тысяч долларов за операцию (5,6 миллиона рублей). Ранее Хван У Сок заявлял, что получил эмбриональные стволовые клетки человека путем клонирования, но когда оказалось, что это неправда, он с позором вылетел из государственного университета. Несмотря на этот скандал, люди со всего мира охотно несут ему деньги, надеясь вернуть лохматых зверушек. И на этот раз биолог, похоже, никого не обманывает.

Британская пара, потерявшая в 2014 году таксу, прослужившую им 15 лет, вернула ее двойника благодаря Sooam Biotech, а в начале января клонированная собака забеременела. Ее щенки будут нести код ДНК, который в противном случае затерялся бы после смерти оригинала, но благодаря усилиям человека он сохранится и продолжит дальнейшую эволюцию таким, каким его сделала селекция. Звучит как фантастика, но это уже реальность и довольно жуткая.

Что нас ждет дальше, и какие моральные вопросы нас поджидают?

Вопросов, связанных с клонированием, возникло множество еще в начале нулевых, когда общество озаботилось возможностями открытой технологии. Сегодня количество провокационных вопросов только увеличилось, а мнения поляризовались, разделив людей на два противоположных лагеря. Мы не будем отстаивать ни одну из позиций, но огласим несколько неудобных вопросов, которые предстоит решить в скором будущем.

Первая проблема и самая безобидная из всех – это синдром «Не отпускай меня», как окрестили его журналисты в честь одноименной книги Кадзуо Исигуро. Его суть сводится к тому, что люди, привыкшие к домашним животным, начнут бесконечно копировать питомцев, не в силах смириться с пережитой утратой. Например, родители, желая не расстраивать ребенка, спрячут мертвого хомячка, а на его место положат точную копию и так в течение нескольких лет. Ребенок, конечно, не загрустит, но и не научится принимать смерть такой, какая она есть. Подобный опыт уже провели корейские ученые, которые в 2015 году клонировали клона собаки, умершей в начале двухтысячных. Первое поколение клонов прожило 15 лет, а когда оно скончалось, биологи просто произвели вторую партию.

Возможно, позже этот синдром коснется людей, тяжело переживающих смерть близких. Семья, любившая старого, но бойкого деда, не захочет примиряться с его смертью и закажет двойника, или в крайнем случае подготовит такого для органов, как и было описано в книге «Не отпускай меня».

Шум вокруг двух обезьянок Чжун-Чжун и Хуа-Хуа потому и разошелся, что клонирование человека может дать нам идеальные трансплантаты. Подобный сценарий популяризировал в 2005 году Майкл Бэй в фильме «Остров», где Юэн МакГрегор играл клона, пытающегося сбежать с фермы, на которой растили двойников для трансплантации. В наше время такие разговоры принято немедленно прекращать из-за этических запретов. В большинстве цивилизованных стран законодательство осуждает не только клонирование человека, но и потенциальные эксперименты с эмбрионами. В 2005 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию, которая запрещает клонировать человека, ссылаясь на нарушение человеческого достоинства.

С другой стороны, никто не объясняет, что такое человеческое достоинство и чем оно мешает переносу ДНК, ведь речь идет не о том, что нельзя убивать клонов, а о том, что нельзя клонировать. При этом почти все согласны дублировать мышей, свиней и обезьян, хотя мы с ними происходим от одного предка. Чем же наш генетический код лучше их? Более того, китайские ученые уже сейчас планируют выращивать специальных клонированных свиней для трансплантации, ведь, как известно, свиньи — лучшие млекопитающие для пересадки сердца, за исключением шимпанзе. Нет ли противоречия в том, что клонировать и выращивать животных на убой более этично, чем просто клонировать человека?

Человеческие клоны помогут нам эффективнее искать лекарства от СПИДа, болезни Паркинсона, Альцгеймера и Гентингтона. А если представить, что биологи смогут клонировать любого из великих мыслителей, оставивших свою ДНК, то мы бы увидели нового Леонардо да Винчи (о чем, кстати, уже подумывают) или Эйнштейна, Фейнмана и многих других. Не двинуло ли бы это человечество вперед? Современное международное законодательство даже номинально не допускает подобного сценария, но кто знает, может, через 30 лет это все-таки произойдет.

• pupkin vasiliy

А предел Хейфлика они преодолевают как, при помощи оголтелой тупизны своих клиентов?

• t_ru

Так при клонировании клонов этой проблемы нет, или я ошибаюсь?

• Yury Molodtsov

В половых клетках теломераза работает.

• Леди Сова

Очень быстро клонированные сверхлюди смекнут, что от них даже в таком скудном количестве куда больше пользы для человечества, чем от вырождающейся массы, для которой штампуют миллионы коров (а ведь эта масса начнет вырождаться еще спокойнее, зная, что если индивид умирает, то его можно вернуть, а если ты не можешь до чего-то додуматься сам, то за тебя додумается клонированный Тесла). И начнут геноцид против массы, наштамповав себе новую расу, в которой каждый будет умен как да Винчи и силен как Атлант.

• Уэйд Уилсон

Интеллект может и зависть от генетики но не на 100% и не на 50, искусственно гениев не получить об этом еще вовремя холодной войны многие сломали копья

• Алексей

Воспитание играет важную роль. Все зависит от того, какая у них система ценностей. Очевидно, что воспитание европейское может сделать таких людей гуманнее, ну и в целом это от развития общества зависит.

• Уэйд Уилсон

Их же не в общественных школах воспитывать будут, а в закрытых
        военных лагерях сомневаюсь что там много гуманизма

• logymagy

Я бы сказал единственно важную. Тело это просто физический сосуд с днк, чем его наполнишь тем он и станет. Отличная аналогия в RPG — стартовые характеристики после создания персонажа, дают общее направление куда развивать класс, но никаких преимуществ нету. за время игры можно все 100 раз перераспределить и в итоге отыграть совсем другой класс.

• Алексей

Тут я тоже не вполне согласен, так как ДНК, детерминируя ЦНС, очень сильно влияет на восприятие окружающих раздражителей. Поэтому 100 раз перераспределить не получится. Поэтому на мой взгляд это где-то 50/50 и все время колеблется.

• Dmitry Konstantinov

Что совсем не отменяет возможности вырастить нового Леонардо да Винчи обычным мудаком-неудачником. Генетика — это сильно меньше 50% от потенциально необходимого.

• 00bruce

Поведение и привычки не формируются генами. Возьми любого ребенка и отправь в лес, хоть с днк да винчи он вырастет дикарем и ничего великого кроме охотится на животных не научится. Или отправь в семью аристократов, где он сможет научится говорить на любом языке носителя, получит образование и т.д.

• Алексей

Не совсем. Допустим, что определённая последовательность ДНК формирует лобную долю и количество медиаторов в рецепторе, сейчас я говорю очень условно, и если количество этого в совокупности будет малым, то человек очень легко пристрастится к курению, если попробует сигарету, и наоборот.

Я не утверждаю, что только ДНК формирует, просто говорю, что нельзя однозначно сказать и в каждой ситуации по разному.

• Alex Coachman

Как будто что-то плохое. Глобально цель человечества — сохранение своего вида, своих богатств (как интеллектуальных, так и материальных), а также их приумножение. Эволюция короче. Это будет офигенный ход конем в эволюционном развитии. Настанет Золотой век человечества.
      Понятно, что нам, как индивидуумам, которые имеют шансы оказаться на свалке эволюции, это может не нравиться. Но надо мыслить масштабнее.

• Леди Сова

А никто и не говорил, что это что-то плохое

• Mark Quincy

На мой взгляд нет ничего естественне природы, эволюции и смерти. Человек всегда развивается вопреки, и пугает то, что клонирование все больше усугубит отношения человека к собственному телу, другим людям и к жизни в целом, развивая цинизм и потребительское отношение.
        Мне кажется чем то экзистенциально ужасным воскрешение тех же родственников. Дело даже не в том что, что их будет двое или узнав о смерти у клона может начаться свой кризис идентичности, а в том, что утрата развивает в человеке сострадание и сочувствие.

• Sci-Fi Galaxy

Ставить эксперименты над клонированными людьми обладающими как здоровым разумом, так и телом, разрешат не раньше, чем начнут отправлять на опыты так называемый «биологический мусор». Т.е. никогда.
    P.S. Человечество двигается вперёд не благодаря гениями, а вопреки тупицам. Или что-то вроде того.

• Dmitry Konstantinov

Будут деньги — будут и опыты.

• Dmitry Konstantinov

Всё это будет работать в связке с оцифровкой и переносом сознания, как в свежем сериале «Видоизменённый углерод». Личность — на 90% производная от опыта, ошибок, скиллов и прочего. Вот заменять пришедшую в негодность «оболочку» — реально круто.

• wheatbear

А вот как происходила бы оцифровка сознания? Оцифровывался именно ты или получается твоя точная копия, а оригинал неизбежно погибает?

• Oleg Chuprov

А вот это уже в другом кино/книге/игре.

• Anton Clemens

Как в Терминаторе Генезисе, где клетки тела перерабатываются в наномашины.

• Maks Walker

в углероде, мир прошел уже не один виток «фантастических тем». Там ИИ уже давно всеми забыты и почти не используются, искусственные тела аналогично( все пользуют клонов/тела других людей), создание свего клона с точной копией сознание, вне закона. Доп. реальность/вир. реальность то же претерпела сильные изменения

• Уничтожение разнообразия — это прямой путь к разрушению. Люди производят огромное количество жратвы, такое, что можно всех накормить и еще останется, вот только голод никуда не делся. Для чего сейчас клонируют животных? Правильно, для получения сверхприбыли. Основа для такого рода деятельности хуевая — значит ни к чему хорошему она не приведет.

• голод практически полностью исчез на планете. Есть лишь несколько стран в Африке, которые никак не включены в мировую экономику, в которых есть голод. До индустриализации голод был везде

а в прибыли нет ничего «хуевого»

• В прибыли нет. В сверхприбыли да.

• Поверьте голод никуда не ушел.

• Hr0ffT Xirrantos

Разница вырастить оригинальную корову или клонированную?

• Клонированная корова будет всего лишь давать тот же вкус продуктов, что и оригинал. Никаких отличий. Вы скажете «все зависит от кормления и содержания». Но их всех кормят одинаково! Одинаковый корм (наиболее эффективный), одинаковые условия содержания(наиболее эффективные), одинаковый генетический код(наиболее жизнеспособный), одинаковый мир…

• Lait7

Да, давно уже могут людей клонировать. Медведев вон погиб его клонировали. У Путина несколько клонов имеется.

• S3

Пруфы или зассал.

• Peter Molyneux

«Возможно, позже этот синдром коснется людей, тяжело переживающих смерть
    близких. Семья, любившая старого, но бойкого деда, не захочет
    примиряться с его смертью и закажет двойника»
    Это все фигня. Если и клонируют родственики деда, то «дед» будет младенцем. Да он будет иметь генетику такаюже, у него будет похожая внешность, возможно вкусы в еде, музыке и т.д. будут совпадать. НО ! это будет совсем другой человек!!!
    Смысла в таком клонировании я не вижу.

• S3

Можно всей семьёй клонироваться — и вот для клонов клон-дед будет дедом, как и полагается.

• Cadoow

Вот ты такой приходишь, платишь деньги. Смотришь как тебе выращивают тебя же, а потом вырезаешь из него новую песенку для себя. Welcome to the future!

• Mййй Mййй

Уважаемые авторы!
    Прошу перепроверить и, возможно, поправить информацию.
    Насколько мне известно, проводят трансплантацию лишь свинного сердечного клапана(не всего сердца!).
    А так, весьма информативно и достутопно для простого обывателя.
    Наличие таких статей радует. Приятно, что есть занимательные популярные журналы, а не только «пять упражнений для пресса», «пять блюд, улучшающих эрекцию» и «пять самых модных машин сезона».

• LC

>В 2008 году Управление по контролю за едой и лекарствами проверило их
    мясо и пришло к выводу, что опасаться нечего, хотя скептиков осталось
    предостаточно.

Интересно, а что «скептики» ожидали увидеть в этом мясе?

>Ее щенки будут нести код ДНК, который в противном случае затерялся бы
    после смерти оригинала, но благодаря усилиям человека он сохранится и
    продолжит дальнейшую эволюцию таким, каким его сделала селекция. Звучит
    как фантастика, но это уже реальность и довольно жуткая.

Что жуткого в том, что у щенков будет ДНК родителей? Или это для «красного словца»?

• Белый Штурмовик

Главное, чтобы не клонировали Гитлера.

• Kostan Kettch

Даже если клонируют, что случится? Максимум что мы получим это бездарного художника. И то не факт. Человек это не только набор хромосом, но и пережитый опыт. Я сейчас не оправдываю Гитлера, но его таким сделали не гены, а стечение обстоятельств.

• Белый Штурмовик

Не боишься, что в современной Германии, со всеми черножопыми беженцами и турками, могут произойти похожие обстоятельства?

• Kostan Kettch

Вы, кажется плохо разбираетесь в истории и причинах почему вообще Национал-Социалистическая партия пришла к власти.

• Алексей Кудесников

эх, вот бы мы точно это знали, а не заявляли голословно не имея возможности подтвердить или опровергнуть это научным путем

• Kostan Kettch

Однояйцевые близнецы чем не доказательство? Генетически это два одинаковых человека, сиречь клоны, но вырастает две разные личности, потому что пережитый опыт у них разный.

• dula masmas

То, что запретили клонировать человека считаю полным бредом. Мир движется вперёд, а появляются люди, которые прикрываясь этикой намеренно тормозят технологический прогресс. Рождения ребёнка — это по сути тоже клонирование, но с участием геномов двух человек, но никто же не называет это оскорблением человеческого достоинства. Тогда почему нельзя клонировать с участием одного генома?

• Mййй Mййй

Чувак, зачем? Кому нужен ещё один человек? Может, разве что найдётся одарённый индивид. А так, удобнее вырастить орган отдельно.
      А клонирование и опыты над эмбрионами запрещены, ибо типа «человека убивают». Хотя это блажь.