8 февраля у во всех смыслах грандиозной стратегии Civilization VI вышло новое дополнение — Rise and Fall. В нем вас ждут введенные в механику игры золотые эпохи и темные века, система лояльности населения, герои-губернаторы, антикризисные союзы и многое другое. Отвратительные мужики рассказывают о том, что «Цивилизация» подготовила для вас в своем очередном DLC.
Шутки на тему «ну еще один ходик, и хорош» про Sid Meier’s Civilization стали мемом, еще когда никто не знал, что такое мемы. Бессонные ночи, красные глаза — уже больше четверти века легендарная пошаговая стратегия вызывает наркотическую зависимость не у одного поколения и не сбавляет оборотов. И Firaxis удается удержать нас снова и снова: стоит игре наскучить — выходит новое дополнение, с которым хочется погрузиться в «Цивилизацию» вновь. Rise and Fall — во многом такое DLC. Оно вводит новые механики и новые нации, хотя сделано все не без огрех. Чем-то система начинает напоминать Civilization V, но со своими, уникальными особенностями.
Например, «золотой век» наступал и в предыдущей части, однако теперь эту эпоху процветания надо заслужить, получая очки за разные достижения, вроде установления отношений с городами-государствами, борьбы с варварами, основания религии или прорывных научных исследований. А с наступлением долгожданного процветания можно выбирать один из четырех бонусов, который будет действовать до следующей смены эпох. Например, покупку некоторых юнитов или зданий за очки веры. Если же очков наберется мало, ваша цивилизация погрузится в «темный век», но зато получит доступ к уникальным политическим курсам, которые позволят ей быстрее подняться с колен и вступить в «героический век» с еще лучшими бонусами.
Однако легче сказать, чем сделать, ведь самое главное, на что влияет наступившая эпоха — это лояльность населения. Каждый город генерирует (или теряет) очки преданности вашей цивилизации каждый ход, и влияет на это множество факторов: свои и чужие поселения поблизости, преобладающая религия, наличие гарнизона и так далее. Уйдете в минус — город взбунтуется и станет независимым, но обычно ненадолго. Соседние цивилизации с радостью пригреют мятежников за счет своего влияния, и даже могут способствовать восстанию с помощью шпионов или торговых путей. В общем, старый добрый захват земель за счет культуры на новый лад.
Эта же механика влияет на освоение территории и войны. Теперь сложно заложить новый город ради редкого ресурса где-то вдалеке от столицы. Он получит огромные штрафы к лояльности и скоро перейдет на сторону соперников. Отхватить у соседа лакомый кусок-другой и быстренько заключить мир тоже больше не выйдет — завоевателю приходится тратить очень много сил на удержание преданных исходной цивилизации городов. Они отказываются что либо строить и так и норовят поднять мятеж. Спокойствия ради придется покорить и все ближайшие города.
В поддержании спокойствия отлично помогают губернаторы — особые персонажи, которых можно назначать в города для повышения лояльности. Каждый при этом дает уникальные бонусы к обороне, дипломатии, промышленности и так далее, и с ходом времени может изучать новые способности. Подвох в том, что «титулов» для повышения за время одной партии дается немного, и каждый раз надо выбирать — нанять нового губернатора из семи возможных либо же прокачать одного из активных. Их грамотное перемещение между городами способно переломить ход затяжной войны или добиться полного доминирования вашей религии на континенте.
Агрессивным игрокам стоит опасаться не только бунтов на завоеванных территориях, но и антикризисных союзов. В первой же моей партии Конго напало на один из городов-государств и все соседние цивилизации получили предложение объединиться, чтобы выгнать оккупантов. На все про все дается 30 ходов, и если условие удалось выполнить, все участники союза получают солидный куш золотом. Но если кризис не предотвратить, пополнение бюджета случится у атакующего. Дело в итоге закончилось фарсом — силы захватчика разгромил ближний город-государство, вассальный одному из союзников… и стер соседа с лица земли, поскольку не мог присоединить его к себе. Однако награду за решение кризиса все равно получили. Прямо-таки политика из реальной жизни.
Справедливости ради, на средней сложности компьютерные соперники кризисы по большей части игнорируют, и на деле они превращаются в источник халявного золота, если вы предпочитаете военную победу и тотальное доминирование. В итоге финальные этапы партии на большой карте превращаются в рутинную и скучную зачистку одного соперника за другим, тогда как остальные стоят в сторонке. В этом дополнение мало чем отличается от исходной игры.
При этом расширенными в Rise and Fall возможностями дипломатии тоже особо не воспользуешься. Стоит только начать активную экспансию, искусственный интеллект откажется с вами даже разговаривать, либо начнет выдвигать непомерные требования.
По сравнению с большими расширениями для Civilization V, в Rise and Fall маловато действительно заметных новшеств, что уже породило волну критики. С другой стороны, если взяться за математику, дополнение стоит не сильно дороже уже выпущенных DLC, которые дают всего-то пару наций каждое. При этом помимо новых игровых механик Rise and Fall включает в себя восемь цивилизаций и девять лидеров, охапку чудес света, юнитов, зданий, ребаланс политических курсов и так далее. Так что, если вы давно не сдували с Civilization VI пыль, перед вами хороший повод вернуться!
Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall
Дополнение Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall доступно в Steam с 8 февраля.