Два невероятно разных человека (один из них — ведьма, а другой — инженер из «Роскосмоса») посоветовали мне прочитать «Провиденс», когда у меня будет температура. Недавно такой момент настал, и, Дьявол их разбери, как же они были правы! Меня настолько увлекло в эту болезненную фантасмагорию, что я начал терять ощущение реальности и словно бы провел неделю в Аркхеме.
В этом графическом романе Алан Мур препарирует творчество Лавкрафта, деконструирует, пересобирает, добавляет оккультизма, дичи и секса. А еще он воссоздает знаменитую «Страну Лавкрафта», устраивает читателю «Парк Юрского периода», только не с динозаврами, а с рыболюдами, ми-го и культистами. В общем, собственную «Книгу года по версии Disgusting Men» я, скорее всего, нашел.
Он понравится тем, кто обожает Лавкрафта
На первый (да и на 333-й) взгляд «Провиденс» — это сплошной фансервис для особо отбитых фанатов Лавкрафта. Настоящий Диснейленд для человека, который жаждет в очередной раз ворваться в лавкрафтианское и обмазаться им с ног до головы. Что ж, лучшего аттракциона вам не найти.
Каждый из 12 выпусков сплошь построен на отсылках к знаковым произведениям «джентльмена из Провиденса». Понятное дело, будут и «Тень над Иннсмутом», и «Сны в ведьмином доме», и «Модель Пикмана», и «Случай Чарльза Декстера Варда», и еще множество важнейших вещей. Но Мур, чертов пес, делает это так талантливо, переплетая все таким образом, что «Провиденс» практически не ощущается вторичным. Весьма освежающий взгляд.
Он понравится тем, кто терпеть не может Лавкрафта
Парадоксально, но «Провиденс» также может зайти тем, кто Лавкрафта не переваривает. Тем, кого тошнит от Ктулху и Дагона, от всех этих «и тварь была неописуемой, и творила неописуемые вещи». Это доказывает целая буря злобных читательских отзывов, на которые я наткнулся (и здорово повеселился):
«Порнография в прямом смысле и надругательство над творчеством Г.Ф.Лавкрафта. Содержит миллион отсылок к произведению вышеупомянутого автора, но по духу и атмосфере не имеет никакого отношения к оригиналу, исключительно паразитирует на рассказах маэстро мистики».
«Весь комикс этот — угарно-извращенная фантазия, после которой невозможно нормально относиться к персонажам Лавкрафта, как и к миру его в целом».
«Комикс перенасыщен откровенными, извращенными сценами. Даже дочитывать не стала. У Лавкрафта такого нет!!!! К сожалению нигде и никто не написал этого в отзывах! Нет, я не ханжа….все мы взрослые, но тут РЕАЛЬНО перебор!».
Разумеется, все эти люди — сумасшедшие, и место им в Аркхемской лечебнице. Но в их безумных речах есть зерно истины. Алан Мур деконструировал вселенную Лавкрафта и пересобрал ее заново. Сделав ее еще более больной, стремной и безумной.
Мур погружает нас в мир всех тех тварей и персонажей, которые у Лавкрафта оставались за вуалью загадочности: мы узнаем подробности того, как работает Пикман, как живут культисты, рыболюды и реднеки, которые выращивают у себя в сарае сынульку Йог-Сотота — на самом что ни на есть бытовом уровне. И это пробирает! Считай что сходил на экскурсию.
Тут есть секс (в самом широком смысле)
Несмотря на фамилию, Лавкрафт не понимал, что секс может быть крайне важен для хоррора (да и времена были такие, даже палп-фикшн был кастрирован). А вот Алан Мур понимает, и с помощью секса добавляет к и без того жуткой истории новое измерение безумия. Я бы даже сказал, новое метафизическое измерение.
Мур, как вы знаете, в этом шарит: он создал хулигански-порнографичный комикс «Пропащие девочки» и написал эссе «25 000 лет эротической свободы» (кстати, крутое!). Мур, как старый мистик, совершенно серьезно считает секс оккультной, магической, даже духовно-анархической практикой. И вот этот соус он намазывает на подсохший тост лавкрафтианства, причем так, что иногда кажется, будто только ради этой хулиганской выходки все и задумано. Однако секс тут не только ради провокативности, но и для того, чтобы сковырнуть с нашего подсознания как можно больше коросты (и, как следствие, сделать историю еще более пугающей).
Оккультизм и Катабазия
Алан Мур — лютый оккультист. Не в том смысле, что он слетел с катушек и не отличает реальность от вымысла, нет. Он годов с 70-х плотно и дотошно изучает оккультные дисциплины и даже создал собственную гипотезу магики. Согласно ей, творчество, особенно безумное, безудержное и экстатичное, — это буквально магия. Оно является актом изменения реальности и способно зачаровывать материю. Не нам судить, прав ли Мур, но в своем эссе «Ископаемые ангелы» он так увлеченно доносит свою мысль, что поневоле веришь.
Разумеется, «Провиденс» пронизан оккультными и мифологическими смыслами. Тоже своего рода отсылочки. Достаточно сказать, что на записной книжке главного героя изображен Гермес, а сам он работает в издании «Герольд» и зовут его Роберт Блэк, что можно перевести как «Сверкающий во Тьме». Да и вся его история — пример того, что духовное развитие — не обязательно возвышение, иногда это нечто обратное, катабасис, — нисхождение в ад. В общем, перед нами архетипический Гермес и Дионис, судьба которого ведет его в подземный мир. Правда, дорога с каждым выпуском «Провиденса» все больше кажется невозвратной.
К слову, читал в переводе сообщества «Катабазия» — решил, что чуваки, угорающие по оккультизму, переведут это лучше всего. Не разочарован.
«Провиденс» сделает вас эрудированнее (но только если вы сами этого хотите!)
Лично меня больше всего увлек исторический подход к работе. Мур взял такого же поехавшего, художника Джейсена Барроуза, вместе с которым создал настоящий краеведческий музей. Есть так называемая «Страна Лавкрафта» — вымышленные города и локации на восточном побережье США, куда Лавкрафт компактно помещал сюжеты своих произведений. Мур и Берроуз на правах музейных работников водят тебя по этим локациям, затаскивая в самую гущу событий.
Однако одной «Страной Лавкрафта» они не ограничились. Берроуз с таким рвением изучал быт, географию и архитектуру эпохи, что едва не словил нервный срыв. Мур, в свою очередь, напихал в «Провиденс» прорву реальных исторических событий и персон. Игра «найди отсылку» получилась увлекательной. Это не душные потуги книжного червя, а масса угарных фактов от старика-трикстера, который общается с тобой на равных. Для достоверности авторы не ленятся обращаться к архивам: если в романе указано, что в такой-то день в таком-то месте была забастовка (или бунт), то он там точно был (и вам даже укажут на реальные политические предпосылки конфликта).
Самый, кайф, конечно, — читать «Провиденс» вместе с сопроводительными заметками. Так и поумнеть недолго!
Это попросту очень красиво
«Провиденс» чертовски красив. Здесь есть множество моментов, вызывающих чистый эстетический кайф (вперемешку с чудовищными мерзостями для контраста, конечно же). Многие моменты хочется увеличить и повесить на стену. Например, где голая ведьма кормит грудью своего крысиного фамильяра Бурого Дженкинса. Да и почти вся Новая Англия показана так, что поневоле проваливаешься в детские воспоминания: здесь так много света и простора (опять же, ради контраста с грядущим кошмаром).
В общем, обязательно прочтите «Провиденс». Дождитесь простуды с температурой и ворвитесь в этот больной мир, зачарованный Муром и Лавкрафтом.