Спустя восемь лет на экраны вернулся Декстер Морган — один из самых обаятельных убийц в истории телевидения. Но вернулся он не в девятом сезоне «Декстера», а в рамках формально нового шоу «Декстер: Новая кровь» — это сразу намекнуло на то, что создатели задумали какую-то хитрость.
Так оно и вышло!
Финал нового шоу настолько разозлил зрителей, что его оценки упали почти до уровня очень спорной концовки оригинального «Декстера». Самое время разобраться, что не так с финалом сериала и зачем он вообще был нужен. Разумеется, с максимальными спойлерами, без них тут говорить не о чем.
О чем «Декстер: Новая кровь»?
В финале оригинального сериала Декстер Морган всё-таки ушёл из под подозрений своих коллег, инсценировал собственную смерть и исчез с радаров. С тех пор прошло десять лет, теперь герой живёт под именем Джим Линдси в маленьком нью-йоркском городке Айрон-Лейк. И живёт максимально спокойно: работает на кассе в оружейном магазине, бегает по лесу и встречается с девушкой Анджелой, местным шефом полиции.
Однако «тёмный попутчик» никуда не делся и периодически Декстер ощущает жажду крови. Она в итоге и приводит к тому, что антигерой снова совершает убийство — он убивает Мэтта, сына местного богача Курта Колдуэлла. Мэтт при этом конченый мудак и смерти вполне заслуживает — под кодекс Декстера он подходит идеально. Довольно скоро выясняется, что отец мажора Курт — и сам серийный убийца, уже четверть века охотящийся на молодых девушек. Между ним и Декстером, само собой, вспыхивает «искра».
В целом, первые серии вообще не заставляют задумываться о том, зачем нужно возвращение Декстера на экраны. Это как мягкий перезапуск и одновременно возвращение к корням — всё как в первых, лучших сезонах, только в новом месте. Любому фанату «Декстера» будет в кайф посмотреть, как он снова готовит место убийства, затягивая всё полиэтиленом, и даже подумывает взять кровь жертвы на стёклышко в качестве трофея, как в старые добрые. Ну а новичка, если такие вообще найдутся среди зрителей нового шоу, вполне может заинтересовать всё ещё свежая концепция «серийного убийцы убийц».
Но куда важнее появление Гаррисона, родного сына Декстера
Как оказалось, приёмная мать Гариссона давно умерла и тот уже много лет мотается по приютам. Там он ведёт себя преимущественно агрессивно и тоже чувствует «тёмного попутчика», совершенно бесконтрольного. Как сынок нашёл Декстера — толком непонятно, но для сериала это и не важно, главное, что открывается дверь ещё и для темы «отцовства». В итоге Декстера затягивает настоящий водоворот: его собственные новые убийства, в ходе которых он удивительно много портачит и подставляется, конфликт с новым маньяком, начинающая что-то подозревать девушка-коп и сын, который уже успел порезать в школе пацана ножом просто так и вообще явно даёт понять, что он тоже будущий маньяк пострашнее бати.
Уже к середине сезона троп и персонажей становится слишком много, сценаристы всё чаще забивают на логику, оставляют сюжетные дыры и выкидывают второстепенных героев, не доводя до конца их истории. Однако прощать всё это получается — благодаря мощным клиффхэнгерами и уютно-тревожной атмосфере оригинального «Декстера», которая в «новом сезоне» всё же сильна. Да и харизма Майкла Си Холла не только не ослабла, но и многократно усилилась, мы скучали!
Но потом случается финал, доказывающий важность хорошей или хотя бы приемлемой концовки для сериала. Казалось бы, ну что такого, финал не очень, однако опыт просмотра-то никто не отнимет, а он был приятным. Но нет. Развязка настолько спорная, что она заставляет оглянуться и как следует отрефлексировать увиденное, покопаться в деталях. А такого разбора «Новая кровь» не выдерживает — оказывается, белые нитки торчат отовсюду с самой первой серии, а добрая половина сцен существует только для растягивания хронометража.
Так чем же закончился сериал и что с финалом не так?
Декстер по мелочам подставился в нескольких убийствах и спалил своё настоящее имя. Несмотря на грустную убедительную историю о том, зачем он скрывает скрывает своё прошлое, Анджела его заподозрила, да ещё и догадалась, что он — тот самый маньяк из Майами. Формально все те преступления в оригинале свалили на сослуживца Декстера сержанта Доакса, но «новый сезон» постоянно твердит, что в это мало кто верит. Декстера закрывают в камере и обещают засудить до смертельной инъекции. Он же, уверенный что выкрутится, договаривается с сыном, что заберёт его из отеля через пару дней и они уедут подальше.
В этот момент Анджелу захватывает какая-то одержимость. Она забывает обо всём — и о том, как много лет видела в Декстере замечательного человека, и о том, что в её городе орудует маньяк, который когда-то её же подругу убил. Причем на момент ареста Декстера уже любому дураку в участке Айрон-Лейка должно быть понятно, что Курт Колдуэлл — убийца. Чуть раньше его даже пытаются посадить, но разваливаются на недостатке улик (и это ничему местных копов не учит).
Декстер за решёткой — момент не такой волнительный, как можно подумать. На него указывают только очень косвенные улики. Анджела твердит, что надо всё сделать чисто, а то присяжные оправдают, но там такое дело, что оно очевидно до суда не дойдёт вообще. Рассыпается буквально каждый пункт обвинения. Хладнокровный Декстер на всё это должен смотреть с ухмылкой. Но внезапно он паникует, убивает охраняющего его полицейского и в панике бежит за Гаррисоном, которому даже ничего не угрожает. Эталонно бестолковый поворот, как будто создателям сериала нужно было срочно придумать что-то ШОКИРУЮЩЕЕ на финальные двадцать минут и немедленно добавить в сценарий.
Ну да, после такого Декстер уже никак не отмоется. Сынок же, вместо того, чтобы сбежать с батей, стреляет ему в сердце, перед этим обвинив во всех своих бедах. Его отец уже рассказал ему, кто он такой, они даже вместе праведное убийство совершили, но пережить смерть невинного Гаррисон, недавно сам пытавшийся зарезать одноклассника, внезапно не в состоянии. Паренька Анджела прощает и отпускает, но предупреждает: сюда не возвращайся. Вот вам и искупление. Всё идёт к тому, что нам покажут продолжение, но с Гаррисоном в главной роли. Однако нужен ли хоть кому-то Декстер без Декстера? Или того хуже — с Декстером в форме раздражающего голоса в голове?
Главная проблема сериала в том, что он просто издевается на Декстером — это очень грязная и непонятно зачем нужная деконструкция культового героя
Даже сюжетная ветка «отцовства» в шоу нужна только для того, чтобы тыкать Декстера Моргана лицом в грязь. Смотри, твой сын маньяк — и всё из-за тебя! Но при чём тут Декстер, понятнее не становится — наклонности у парнишки появились до воссоединения с отцом. Виноваты приюты, а в них он попал из-за Декстера? Тоже нет, сериал проговаривает, что мозги у Гаррисона переклинило из-за того, что тот в младенчестве видел смерти матери, а убил её маньяк Троица. Сюда Декстера приписывать тоже — как сову на глобус натягивать.
На протяжении всего шоу Декстер общается со своей умершей сестрой Дэб, которая поселилась у него в голове. Она только и делает, что поливает Декстера говном, иначе и не скажешь. По пять раз за серию она говорит, какая у Декстера жалкая жизнь, какой он отвратительный убийца, как испоганил жизнь сыну и теперь делает её ещё хуже. И глупая смерть Декстера в финале — это, вроде как, облегчение для всех, в том числе и для него самого. А его побег из камеры — проявление его сути, выход убийцы, которому в действительности всё равно кого убивать. Чтобы зритель наверняка усвоил, что такая мразь ничего хорошего не заслуживает.
И да, Декстер всегда был таким. Он просто хочет убивать, но благодаря кодексу научился контролировать это чувство и отличать хорошее от плохого получше многих «нормальных» людей. Декстер натворил дел, но на протяжении восьми (ну ладно, девяти) сезонов убивая маньяков, он также спас сотни жизней, о чём ему даже говорит Гаррисон, сравнивая отца с Бэтменом. Единственный плохой поступок Декстера в новом сезоне — то самое убийство полицейского. Такое же надуманное и высосанное из пальца, как и весь «новый сезон».