По итогам битвы за Винтерфелл главной потерей «Игры престолов» стал Король Ночи — бессменный лидер белых ходоков. Этого персонажа тизерили с первых сезонов как главную угрозу человечеству, именно к встрече с ним все это время готовился Джон Сноу и все остальные. И его одним ударом кинжала, хоть и непростого, замочила Арья Старк — и вместе с ним по волшебству развалилось и все ледяное войско.
Помимо того, что множество фанатов неприятно удивил такая простая и быстрая смерть одного из двух суперзлодеев «Игры престолов», про него складывается масса фанатских теорий. Среди них есть и такие, согласно которым история белых ходоков может быть и закончена, но главный злодей все еще жив.
Как вообще получилось, что от Короля Ночи зависела жизнь всех его солдат?
Для начала — самый простой, но важный вопрос. Про зависимость вихтов от Короля Ночи в седьмом эпизоде говорил Джону Сноу еще ныне мертвый Берик Дондаррион — если убить КН, то все его солдаты тоже погибнут. Так и получилось в итоге.
Ночной Король — последователь такого суперзлодея, как Око Саурона. История этого архетипа отсылает нас к Библии — и тогда, и еще долгое время после он нес исключительно положительный смысл. «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Псалтирь, псалом 32). «Всевидящее око Божие» в итоге стало символом божественной защиты, необходимой человеку.
Но в середине XX века образ всевидящего ока уже трактовался как отрицательный, как символ тоталитарного контроля — например, как Большой брат у Оруэлла или Саурон у Толкиена. Созданные ими силы зла всецело зависят от них самих, что является метафорой реальной истории — как зависимость тоталитарных режимов от их единоличных лидеров. В случае с Королем ночи все может работать так же.
Почему Король Ночи не боится огня?
Сцена, где Дейенерис пытается тщательно прожарить КН с помощью своего дракона, удивила многих зрителей. Вообще говоря, такие сцены как раз существуют, чтобы удивлять — или вы ожидали увидеть на месте КН уголек с бусинками? — и все же можно поискать им оправдание. Например, как насчет того, что на КН просто не действует огонь, и в этом нет ничего удивительного? В шестом эпизоде седьмого сезона, перед тем как подбить дракона копьем, можно увидеть как КН проходит через огонь — и пламя не то чтобы расступается, но явно тухнет.
В конце концов, КН — это не его войско из трухлявого говна, он сделан изо льда, разбить который можно не каждым лезвием. Сами создатели сериала говорят, что он — сама Смерть (и поэтому, кстати, он молчит, чтобы не принижать свое высочайшее достоинство любыми словами).
Согласно другой теории, КН — таргариен, и может даже отец Дейенерис. У этой теории масса слабых мест, начиная с того, что по официальной версии КН появился тысячи лет назад. А то, что он может управлять драконом — слушайте, разве вы не поняли, насколько талантлив этот парень?
Бран и Король Ночи — одно и то же лицо?
Звучит уже неплохо — и это всего лишь первая из десятков фанатских теорий о том, что это было и что ждет нас впереди.
Что нам вообще известно о происхождении КН? Это был обычный человек, которого Дети Леса тысячи лет назад обратили в белого ходока, ритуально зарезав его кинжалом из драконьего стекла. Все это показывает Брану в видении одна из Детей Леса; тот обвиняет ее в создании белых ходоков, та же оправдывается тем, что тогда шла война и это была самозащита. В то же время знаменитая сцена “hold the door”, из которой мы узнали, как Ходор стал Ходором, дала понять, что Бран может каким-то образом путешествовать в прошлое и даже на него влиять. Именно после этой сцены появилась теория о том, что Бран мог попытаться предотвратить появление ходоков. Желая повлиять на ход истории, он вселился в того самого солдата — и «застрял» в нем, став таким образом Королем Ночи. Про застревание Брана предупреждал Трехглазый ворон, когда говорил о том, что если слишком долго задерживаться в прошлом, в нем можно остаться навсегда.
Фанаты также советуют обратить внимание на форму лица Брана и его одежду в эпизодах, когда он путешествует в прошлое — некоторое сходство и правда есть. Другой аргумент в том, что в одном из видений Брана Король Ночи смог до него дотронуться и поставить метку. Это точно означает, что у них особенные отношения — или даже то, что это одно и то же лицо.
Аргументы против более убедительны и бьют в самый корень — например в то, что сцена с Ходором на самом деле не доказывает, что Бран может вот так запросто менять прошлое или создавать какие-то временные петли.
Главный аргумент против состоит в том, что Король Ночи — герой именно сериала, а не книг Мартина, и так переплетать события сериала и книг создатели бы не рискнули.
Но на самом деле последний аргумент не совсем опровергает фанатские теории, а лишь все усложняет благодаря одной детали. В книгах схожим именем (Night’s King вместо Night King) зовут легендарного героя, 13-го лорда-командующего Ночным дозором, и у него весьма интересная биография — ее пересказывала Брану Старая Нэн. По легенде, он взял в жены женщину-ходока, объявил себя Королем Ночи и 13 лет оставался лордом-командующим, ведя двойную жизнь — по ночам приносил в жертвы ходокам людей. Беспределу положили конец Брандон Старк из Винтерфелла и Король-за-Стеной Джорамун, КН был убит, а его имя предано забвению. Старая Нэн, служанка дома Старков, также рассказывала Брану, что тот КН сам был Старком.
В сериале нет упоминаний о «книжном» Короле Ночи. Что же говорит про этого героя сам Джордж Мартин? Впервые писателя спросили о нем, когда в 4 серии 4 сезона появился предводитель белых ходоков, в титрах обозначенный именно как Night King. Тогда Мартин не стал отвечать на вопрос, не один и тот же ли это персонаж — а лишь рассказал о его книжной версии: «Что касается Night’s King (предпочитаю именно такое написание), то в книгах это просто легендарная фигура, как Ланн Умный и Брандон Строитель, не доживший до наших времен, как и они». И это все, что он сказал! При этом некоторые фанаты обращают внимание на то, что так-то можно сказать, что до наших времен не дожил и Бран.
Уже в пятом сезоне мы узнали историю возникновения Короля Ночи — с помощью Детей Леса, то есть задолго до появления стены, Ночного дозора и как следствие — того Короля ночи из книг Мартина. Что, по идее, должно доказывать, что это разные персонажи. Но также возможно, что где-то в этом моменте Мартин и сценаристы решили в очередной раз модифицировать книжный сюжет — и на этот раз самым драматичным образом. Даже если это одно и то же лицо, предсказывать, увидим ли мы еще Короля Ночи, и в каком качестве — дело максимально неблагодарное. Слишком много вариантов, и слишком сильно это меняет общую картину. Поэтому более вероятно, что два Короля Ночи — не более, чем совпадение, которое допустил и Мартин, и сценаристы.
И тем не менее, связь Брана с Королем Ночи все еще до конца не ясна. Взять один из главных вопросов после битвы за Винтерфелл — куда «отлучался» Бран? Самый вероятный ответ — не куда, а зачем: чтобы тем самым Король Ночи побыстрее его обнаружил. Это логично, но кажется, Король Ночи и так был в курсе, где искать Брана — и в таком случае возможны варианты…
Сразу после выхода последней серии появилась теория о том, что Бран, будучи Трехглазым вороном и противником белых ходоков, является Владыкой Света — антиподом Короля Ночи.
Так как он видел будущее, то знал, где и как встретит КН, и все что ему требовалось — передать Арье кинжал. Тут начинается череда событий, в которых тем или иным образом замешаны Бран, Арья и Владыка Света — и во всех якобы незримо присутствует Бран. Например, ставятся под сомнение эпизоды с воскрешением мертвых: Мелисандра не была уверена, что воскресит Джона, а жрец Торос не мог воскресить Берика — и все это на самом деле сделал Бран. Важность Джона для Брана понятна, Берик же в итоге спасет Арью в одном из эпизодов. Словом, речь идет о масштабном плане с множеством участников, которым дирижировал Владыка Света в обличии Брана — в том числе и непосредственно во время битвы за Винтерфелл.
Но у теории о таинственном могуществе Брана есть и другая сторона. Согласно другой, менее популярной версии, Бран aka Трехглазый ворон — враг не только Королю Ночи, но еще и всему человечеству.
Предполагается, что Бран умер в пещере. Трехглазый ворон, теперь в обличии Брана, все это время наблюдал за людьми, которые уничтожили Детей Леса и чардрева, и теперь хочет в отместку за это убить все человечество. Путешествуя во времени, он сеял хаос и, например, причастен к тому, что сошел с ума Эйрис Таргариен (про это есть отдельная теория). Также стоит заметить, насколько хладнокровно он использует всех своих «нянек», чтобы выжить.
Белые ходоки же пытаются убить Трехглазого ворона на протяжении поколений, якобы имея с ним старые счеты как с подопечным Детей Леса. С тех пор как он достиг юга стены в обличии Брана, они гоняются только за ним (о чем говорит и сам Бран). Трехглазый ворон, видя это, настраивает против белых ходоков все человечество, до которого может дотянуться. Для него это единственный выход. И именно для своего спасения он передал Арье тот самый кинжал.
При этом, когда Арья встречает в последней серии Мелисандру, та напоминает ей о глазах, которые Арье предстоит закрыть — brown eyes, green eyes, blue eyes. По идее, этот прогноз сделан только для финала серии — и Мелисандра делает особый упор на голубые глаза. Но сторонники этой теории обращают внимание еще и на зеленые глаза — и можно сказать, что это Бран. Конкретно в концовке к теории уже больше вопросов — ведь и у Серсеи зеленые глаза. Кроме того, можно обратить внимание на порядок, в котором Мелисандра называет глаза — в последней серии это «карие, зеленые, голубые», а когда Мелисандра впервые встретила Арью в третьем сезоне, порядок был другой — «карие, голубые, зеленые». Не значит ли это, что вся теория про Арью и глаза — полная туфта, и она уже выполнила свое предназначение?
Несмотря на все безумие фанатских теорий, напомним, что некоторые их них оказались правдой. Так, теория о родителях Джона Сноу прозвучала еще до возникновения сериала, в 2001 году. А безумная история с происхождением имени «Ходор»? О нем в свое время догадался писатель Майкл Вентрелла. Тот рассказывал, как однажды на конференции ему случилось несколько раз столкнуться с Мартином в лифте. Писатели были знакомы; так получалось, что Мартин каждый раз заходил следом за Вентрелло и нажимал на кнопку. В какой-то момент Мартин пошутил, что всегда мечтал быть лифтером — «на тот случай, если писательством не заработаю». Вентрелла, решив тоже пошутить про лифт, заявил, что «понял» значение имени Ходор — и произнес то самое hold the door. Мартин ответил, что писатель даже не представляет, как близко он к истине — а далее, видимо, бежал в ужасе. Все остальные узнали про Ходора только два года спустя.