17 августа HBO (а в России — «Амедиатека») выпустит первый эпизод «Страны Лавкрафта» — экранизации одноименного романа Мэтта Раффа о мистическом приключении группы афроамериканцев в глубинке США 1950-х. Антигуманный закон Джима Кроу, роудтрип по «зеленой книге» безопасных для темнокожих мест и заведений, оголтелый расизм и встречи с лавкрафтианскими (и не только) чудовищами. Мы посмотрели первые пять эпизодов. Если говорить вкратце, «Страна Лавкрафта» — это прилизанный и красивый хоррор и уж точно один из главных хитов августа. Только вот от Лавкрафта здесь одно лишь название.

1950-й год, во многих штатах США до сих пор действует расистский закон о расовой сегрегации.

Ветеран Корейской войны и книжный гик Аттикус Блэк (Джонатан Мэйджерс, звезда фильмов «Пятеро одной крови» и «Последний черный в Сан-Франциско») отправляется в роудтрип на поиски таинственно пропавшего отца. Вместе с героем в путешествие также собираются Летиша (Джерни Смоллетт) и Джордж (Кортни Б. Вэнс) — подруга и дядя Аттикуса соответственно. Конечно же, без происшествий не обходится: то приходится отрываться от конвоя вооруженных расистов, то терпеть унижения от белых копов. А иной раз вовсе спасаться бегством от мерзких вампирообразных существ, мстительных призраков или Ктулху.

«Страна Лавкрафта» — это сериал-обманка, который отсеет часть зрителей уже после третьего эпизода.

Несмотря на тесную связь между первыми двумя сериями, на самом деле сериал шоураннерши Миши Грин — это сквозная антология, где каждый эпизод поднимают свою проблематику и фокусируется на разных героях. «Страна Лавкрафта» хотя и названа в честь легендарного писателя, как таковые существа и миры Лавкрафта здесь упоминаются лишь мимолетно. 

Роман Мэтта Раффа написан не столько по мотивам вселенной писателя, сколько по биографии Лавкрафта — белого американца, не скрывающего свою ненависть к темнокожему населению (и, по большей части, вообще к окружающему миру). Расистские темы не раз всплывали в произведениях писателя: какое-то время Лавкрафт был вынужден бедствовать и жить далеко в не самых радужных районах Нью-Йорка, причем зачастую по соседству с иммигрантами. Белый американец, попавший в общество темнокожих: именно этот страх и ужас чего-то «неестественного» и «грязного» писатель запечатлел в своих романах и рассказах. 

«Страна Лавкрафта» — сериал об этой самой Америке глазами Лавкрафта.

О жестокой и беспощадной к своим людям стране, где даже в цивильные времена процветает рабство и дискриминация по расовому признаку. Где на фоне винтажного плаката, рекламирующего пресловутою «американскую мечту», в оборванных вещах стоят афроамериканцы. Где на лужайке перед домами с темнокожими семьями жгут кресты. А полиция насилует людей из-за «неправильного» цвета кожи.

Хотя тема расизма красной линией проходит через весь сериал, одной охотой на ведьм и социальным хоррором «Страна Лавкрафта» не ограничивается — сериал довольно быстро уходит в дебри фантастики и магического реализма. Аттикус оказывается давним родственником некоего древнего могущественного колдуна, современные последователи которого владеют магией и пытаются найти лекарство от бессмертия. Начиная со второй серии «Страна Лавкрафта» разрывает шаблон, оказывается совсем другим, более сумбурным сериалом о противостоянии магов с Аттикусом и его близкими. 

Происходящее в шоу вводит в странное, но поначалу приятное замешательство.

Языческие ритуалы, руны, оборотные зелья, древние артефакты — «Страна Лавкрафта» превращает душные нравоучительные разговоры о расизме в фантастический аттракцион. Один эпизод рассказывают историю дома с привидениями — блуждающими душами афроамериканцев, ставших подопытными белого ученого. В другом Аттикус отправляется в подземелья и ищет некий древний артефакт. Еще один эпизод показывает жизнь темнокожей девушки, которая при помощи зелья обращается в белую американку и окунается в жизнь богемы, где тебя уважают и не смотрят с осуждением и ненавистью.

«Страна Лавкрафта» демонстрирует какие-никакие лавкрафтианские мотивы лишь в пилотном эпизоде, однако чем дальше, тем больше сериал уходит в фэнтезийную помесь хорроров совершенно разных стилей. Своим концептом шоу Миши Грин больше походит на «Атланту» Дональда Гловера — сборник рандомных историй, объединенных общей идеей и героями. Правда, «Страна Лавкрафта» гораздо менее иронична и чересчур прямолинейна — сериал не вызывает неловкость или дискомфорт, дергает не за те нитки. В этом плане «Страна Лавкрафта» также обманывает своих зрителей: трейлеры и пилот обещают один сериал, который собирается говорить на неудобные темы и пугать холодным триллером, а уже со второго эпизода включается совершенно иное, более мейнстримное шоу в духе позднего «Черного зеркала», совсем разучившегося щекотать нервы.


Исполнительными продюсерами «Страны Лавкрафта» стали Джордан Пил и Дж. Дж. Абрамс — странный, но, как оказалось, слаженный дуэт, который слепил из во многом политического сериала настоящий блокбастер для малых экранов. Пока режиссер «Прочь» и «Мы» «отвечал» за социальную часть, Абрамс помог поднять градус эпичности, добавил так называемого коммерческого лоска. Из-за этого «Страна Лавкрафта» потеряла свою атмосферу — потеряла тот дух вязкого и мерзкого лавкрафтианского ужаса и стала более развлекательным проектом. Который пускай и говорит на важные темы, пускай выглядит красиво, бодро и эффектно, но совсем не способен нагнать страха. Скорее, только очень вяло припугнуть.