В отличие от западного мира, робко прячущего свое язычество, тайцы живут бок о бок с духами и демонами: просят выигрыша в лотерею у заспиртованных младенцев, помнят историю человеческих жертвоприношений, пользуются приворотными лосьонами с трупным маслом – и конечно, хотят попасть в рай.
Адский сад — что ждет грешников в буддистском аду
Компания гуляет по таиландскому парку, все болтают, смеются, фотографируются друг с другом и с парковыми скульптурами. Казалось бы, ничего необычного, вот только парк этот — так называемый «адский сад», наглядно демонстрирующий, что ждет в буддийском аду тех, кто был недостаточно хорошим буддистом.
Большинство экспонатов — раскрашенные гипсовые скульптуры, изображающие грешников и демонов в натуральную, а иногда — в значительно превышающую натуральную величину. Встречаются даже электрифицированные инсталляции, которые, если бросить монетку, для полноты впечатлений издают скрежет зубовный и мерцают лампочками, воткнутыми у отдельных персонажей на месте глаз.
Вот подростки в школьной форме висят, пронзенные крюками, потому что плохо учителей слушали, вот кого-то демоны с эрегированными фаллосами распиливают пилой, вот голые грешники зачем-то карабкаются на высоченный кактус, а их по пути клюют злобные птицы, и повсюду множество голодных духов — исполинских уродов с выпирающими ребрами и бесконечными языками, торчащими из крошечных ртов.
Главное наказание для голодных духов, изображенных тут — всегда испытывать голод и жажду. И это, согласно местной мифологии, еще далеко не худший удел. Голодные духи не отправляются в ад, а вольны бродить по земле.
Такие сады можно встретить в разных частях Таиланда, а самый большой из них расположен недалеко от популярного среди русских туристов курорта Паттайя. Рядом с адской — обязательно райская часть, чтобы показать, что светит тем, кто вел себя хорошо. Но на фоне торчащих клыков, когтей, фаллосов и рек гипсовой крови она смотрится блекло и особого внимания посетителей не привлекает. Вообще, если судить по реакции описанной выше компании, усилия тайской визуальной пропаганды не слишком-то успешно настраивают публику на возвышенно-благочестивый лад.
Фотографии из «Адского сада» — авторские.
Адский поп-арт Белого Храма
Изображения буддийского ада Нараки встречаются и в тайских храмах. Любовнее всего, пожалуй, ад выписан в Белом Храме — одной из главных достопримечательностей северного тайского города Чанг Рай. Точно так же, как в христианской традиции храмовой росписи, ад в Белом Храме изображен вокруг входа, на стене напротив главного алтаря.
Созданный и поныне здравствующим местным художником по имени Чалермчаи Коситпипат, этот проект ада делает упор на символы западной (и совсем немного — японской) популярной культуры. В клубах пламени парят Бэтмен и Супермен. Дымятся башни-близнецы, обвитые двухголовым змеем, у которого вместо хвоста — пистолет от бензоколонки. Из пасти тайского демона выглядывает Фредди Крюггер, изогнулся в своей коронной позе Майкл Джексон, где-то в углу болтается Дораэмон, задрал ногу над головой Кунг-фу Панда, а с вершины объекта, похожего одновременно на космический шаттл и простой земной фаллос, на все это смотрит Нео, пока мимо него пролегает птеродактиль из «Аватара».
Хотя фотографировать в Белом Храме строго запрещено, в сети можно найти достаточно снимков росписи, чтобы оценить, насколько пристально художник продолжает следить за развитием проклятой западной культуры, добавляя все новых персонажей по мере появления таковых на экранах. Из достаточно свежих можно отметить миньонов и супергероев Марвелл.
Столпы тайской стабильности
Кстати об архитектуре — по всему Таиланду распространены городские колонны, которые почитаются как символы стабильности, благополучия и магической потенции населенного пункта. С виду в них нет ничего устрашающего, но в письменных источниках и народных поверьях воспроизводится представление, что своей мистической силой городские колонны обязаны тому, что перед установкой в их основании живьем закапывались беременные женщины. Душам тех, кто умер ужасной смертью, всегда приписываются особые силы, а тут еще получается два в одном — мать и дитя.
Живых женщин в большинство святилищ, посвященных городским колоннам, не допускают, считая их, как существ, у которых время от времени происходит менструация, по определению нечистыми.
Если же женщины умирают при родах сами по себе (а не в яме под колонной) то для окружающих это представляет большую опасность. В некоторых северных провинциях таких женщин хоронят незамедлительно и делают все, чтобы их духу неповадно было потом бродить по окрестностям. Например, укладывают покойниц в могилу нагишом, рассчитывая, что в таком виде они показываться живым на глаза постесняются.
В качестве альтернативы беременным женщинам при установке городской колонны или возведении крепостных сооружений, можно было просто принести в жертву людей с благоприятными именами (например, очень удачными считались имена, связанные со стабильностью). В хрониках описывается, что солдаты проходили по городу, выкрикивая искомые имена, а тех, кто на них откликался, хватали и тут же бросали в ямы. Археологические данные, надо признать, человеческих жертвоприношений не подтверждают, однако же населению больших и малых тайских городов почему-то нравится в это верить. Помните об этом, планируя отпуск в Стране Улыбок.
Традиционное тайское двоедушие
Считается, что у каждого тайца сразу две души, «виньян» и «кхван» — первая для буддизма, вторая происходит из более древних, анимистических верований. Виньян отвечает за карму и в повседневной жизни не очень участвует. Но именно она принимает наказание или отправляется на более удачное перерождение по окончании жизни.
Вторая душа, кхван — жизненное начало, она же — персональный дух-хранитель и источник уверенности в себе. Она появляется при зачатии и умирает вместе с телом, так что к призракам умерших отношения не имеет, но при жизни может доставить своему обладателю немало хлопот. Дело в том, что кхван — штука не очень надежная, норовит покинуть тело хозяина в наиболее ответственные моменты его жизни, а то и просто может выйти через макушку, если станет слишком страшно или же слишком скучно. Все традиционные ритуалы перехода, вроде вступления в брак или пострижения в монахи, включают действия, направленные на удержание кхван на месте: плохо, если она слишком часто входит и выходит — от такого, как считают, и облысеть можно.
Если кхван ушла, человек чувствует себя плохо и впадает в депрессию. Ее заманивают обратно при помощи лести, убеждая, что на самом деле хозяину на роду написано быть большим человеком, пользоваться уважением и иметь много слуг.
В отличие от своей непостоянной коллеги, виньян покидает тело только после смерти, да и то не всегда. Застигнутая врасплох внезапной кончиной, она может так и застрять в трупе. Именно виньян при правильном ритуале будет охранять городские столбы и стены.
«Золотой мальчик»
Логично, что при таких верованиях части тел и жидкости из тел тех, кто умер не своей смертью, служат важными инструментами в различных отраслях тайской магии. Опытные колдуны (и только они) умеют добывать из тел «трупное масло«. Ему есть множество применений, но чаще всего оно идет на изготовление мощных приворотных зелий. Причем используются таковые по большей части мужчинами. И зачастую не столько для привлечения вожделенной подруги, сколько для мести девушке, которая отвергла ухаживания.
Особо ценятся в тайской традиционной магии трупы младенцев; в особенности, очень мощный магический артефакт — «золотой мальчик». Современные версии того, что он собой представляет и как получается, заметно расходятся, но в популярной легенде о персонаже по прозванию Кхун Пэн, золотой мальчик — это нерожденный младенец, вырезанный главным героем из тела его любовницы и зажаренный на огне.
Медицинский музей при больнице Сирирадж (где лечился и скончался предыдущий тайский король) своей коллекцией заспиртованных деформированных младенцев во многом напоминает Кунсткамеру — с тем лишь отличием, что вокруг многих колб разложены игрушки и сладости. Посетители музея приходят не просто подивиться на анатомические диковинки, а попросить у заспиртованных младенцев чего-то важного и конкретного: исцелиться от недуга, хорошо сдать экзамен, а чаще всего — выиграть в лотерею. Судя по всему, в «поклонении» принимает участие и персонал музея: даже муляж младенца на посту охраны окружен набором трогательных подношений.
Надо отдать должное тайцам — заботясь о своих духах, они при этом готовы принимать во внимание особенности и чаяния их иноземных собратьев. После того, как на западное побережье Таиланда в 2006 году обрушилось цунами, местные стали видеть духов погибших туристов и, чтобы умиротворить и задобрить их, делали для них особые подношения, состоящие из разной западной еды — вроде пиццы.