Бывало ли у вас такое: яркий безоблачный день за городом, ровно полдень, природа затихла — казалось бы, самая благодать — но вы испытываете иррациональную тревогу, возможно, даже ужас? Вас преследует ощущение того, что скоро неминуемо случится нечто кошмарное — или уже случилось. Мир выглядит застывшим, зловещим, даже более зловещим, чем в полночь. Но вскоре солнце уходит из зенита и вас отпускает — возможно, до следующего раза. На самом деле, это очень распространенный, хотя и почти неизученный феномен. У него даже есть устоявшееся название — «полуденный ужас».

Как я словил «полуденный ужас»

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Мне было лет десять, мы вместе с двоюродным братом и моими родственниками из деревни работали на сенокосе. Работы было много, но она была по-своему приятной. Окруженное перелеском поле, тишина, жара такая, что нет ни комаров, ни даже слепней, переворачиваешь граблями или собираешь сено — спокойный, медитативный труд. Вокруг бегают пришедшие с нами собаки, взрослые бойко болтают о чем-то по-марийски. Мне ничего непонятно, но их воркование тоже действует умиротворяюще. Я до сих пор вспоминаю эти дни с удовольствием.

Потом наступает полдень и взрослые, напившись горячего чая и сморенные зноем, ложатся спать прямо на траву. Их раскинувшиеся в странных позах тела выглядят фантасмагорично и похожи на трупы. Мы с братом осознаем, что остались одни на прожженной солнцем поляне посреди леса. Вдруг наступает жуткая тишина. Птицы смолкают, не слышно мух. Утихает даже ветер — деревья стоят абсолютно неподвижными. Собаки, забившиеся под сено, начинают скулить. 

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Время выключается. Кажется, что один и тот же пустой момент длится и длится целую вечность. Солнце ощущается безжалостным и ненавидящим. От вида давящего неба начинает тошнить. Даже травинки не двигаются. Внезапно нам становится страшно. Не знаю, рассказывают ли теперь в русских деревнях про полуденниц — страшных женщин, которые сводят с ума тех, кто в полдень вышел в поле. Но марийцы — определенно любители историй про злого Кереметя и похожих духов. «Нельзя в обед гулять по полю, придет Кереметь и заберет», — говорила мне бабушка. Он вытащит свою руку из-под земли и утянет прямо к мертвецам. Забавно, что в китайской мифологии есть похожий персонаж, только редуцированный — это «Рука Вана» (то есть подземного царя), она тоже утягивает под землю и душит тех, кто не соблюдал правила и ритуалы. 

Полуденное мгновение тянется, тянется, тянется. В какой-то момент брат начинает ныть. Он говорит, что «какой-то дядька черный смотрит на нас из леса». Я ничего такого не вижу — спасибо и на этом. Будить взрослых не хочется: так и представляешь, как начинаешь трясти их, а они не встают, и не встанут уже никогда. Несмотря на тревогу, нас самих ужасно клонит в сон, но мы не спим — кажется, если уснуть сейчас, то уже никогда не проснешься.

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Этот момент проходит так же неожиданно, как и начался. Вдруг появляются звуки и движение, а с ним и время. Псы выбегают из своих убежищ и начинают носиться вокруг нас. Просыпается дед и ворчит, что пора работать. Мир больше не кажется зловещим. Мы начинаем смеяться и возвращаемся к труду. Но «полуденный ужас» возвращался еще пару раз, и каждый раз было жутко, как в первый.

Что такое «полуденный ужас», и откуда он берется?

«Есть особый страх послеполуденных часов, когда яркость, тишина и зной приближаются к пределу, когда Пан играет на дудке, когда день достигает своего полного накала».

— Леонид Липавский, философ.

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Охваченность «полуденным ужасом» — не такая уж редкость. Этот феномен детально описывают богослов Павел Флоренский и философ Леонид Липавский. Иррациональный ужас перед полуденным зноем встречается у Чехова, детского писателя Бианки и в рассказе «Кожа отцов» Клайва Баркера. Создатели хоррора «Солнцестояние» вообще сделали «полуденный ужас» основным фоном истории.

Это явление встречается и в народной культуре: помимо уже упомянутых полуденниц, можно всомнить античного бога Пана. Древние греки считали, что в полдень он отдыхает, и любой, кто осмелился работать в это время, может разбудить божество. Его гнев будет ужасен: он нашлет на провинившегося панический ужас (он даже назван в честь Пана!), и окутанный этим ужасом несчастный неминуемо погибнет — например, побежит куда-то сломя голову и бросится со скалы.

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Лучше всего «полуденный ужас» описал Павел Флоренский:

«В полдень же… ровно в полдень еще страшнее. Оглядишь кругозор. Стоят в застывшем воздухе сухие испарения пашен: то земля «горит», говорят крестьяне. Знойные дыхания земли не колыхнутся. Беспощадное светило прибивает к растрескавшейся, обезвлажненной почве каждый лист, давит потоками тяжелого света: то небосвод льет ливень расплавленного золота. Даже пыль не пылит, — гнетет и ее, покорную, стопудовый гнет. Тяжко и жутко. В безвольном ужасе молчит все, истомное, притихшее пред мощным Молохом… лишь бы минул томительный час. Побежишь — и гонится, гонится кто-то. Крикнуть хочешь — не смеешь. Да и не ты один: вся тварь ушла в себя, вся тварь, замерши, ждет. Кажется, «бес полуденный» не ласковей «беса полуночного». Не моя это мистика. Боюсь ее. Ни ночью, ни днем не раскроется душа. И не хотелось бы умирать в эти жуткие часы».

Но откуда проистекает этот феномен, и что становится триггером для «полуденного ужаса»? А вот это-то — и есть самое интересное: мы можем только предполагать.

Эволюционное объяснение

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Самое простое, ясное, и оттого привлекательное объяснение «полуденного ужаса» связано с эволюцией и физиологией. Очевидно, что момент, когда солнце находится в зените — довольно опасное время, когда можно схлопотать солнечный или тепловой удар даже в северных широтах. Вся природа замирает не просто так — в максимальную жару лучше затаиться. Возможно, неосознанный страх перед знойным летним полуднем заложен в нас очень глубоко — так же глубоко, как и страх перед ночью, то есть на животном уровне. Однако это только часть объяснения, у феномена есть и психологические толкования.

Психологическое объяснение

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

«Полуденный ужас» отчасти похож на эффект «зловещей долины». Когда в чем-то, казалось бы, обыденном обнаруживается неожиданный оттенок непривычного, наше подсознание начинает бить тревогу — на всякий случай. В этот момент наша внутренняя настороженность придает всему вокруг зловещий вид. Но что именно служит триггером процесса? Легче всего это понять, взглянув на картины и даже фото, пронизанные полуденной тревогой.  

Наверное, главным триггером становится ощущение неестественной пустоты и тишины, особенно на открытом пространстве. Пару минут назад вокруг щебетали птицы, а ветер шумел в кронах деревьев. Но теперь все затихло, словно вымерло. Резкий контраст в цветах и линиях — еще одно полуденное явление, которое вызывает ощущение неестественности, особенно на фоне отсутствия тени.

Лучше всего это видно на примере такого феномена, как «лахайнский полдень». Это явление встречается в тропических странах, когда Солнце достигает кульминации в зените в солнечный полдень. Тени в этот момент попросту исчезают, и окружающий мир начинает выглядеть довольно странно — как метко заметил один из комментаторов на 9GAG: «словно графика в дерьмовой видеоигре».

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Еще один важный триггер — полуденное небо, которое нередко выглядит парадоксально: одновременно глубоким и плоским. Вместе с испепеляющим солнцем это дает угнетающий эффект; небо словно давит на вас. Не менее любопытна идея о том, что в момент, когда солнце находится в зените, окружающее пространство может вызвать флешбеки, связанные с нашим опытом из снов. Поток яркого света, бьющий сверху, делает пейзаж и предметы более «плоскими», лишает их детализации и объема — в общем, мы снова возвращаемся к метафоре «дерьмовой графики» из видеоигр. Но именно так мы, зачастую, видим окружающее во снах — мир множества плоскостей, а не объемов, мир резких контрастов между светлыми и затемненными участками. 

Философское объяснение

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Из психологического объяснения следует еще более любопытное — философское. Тот же Леонид Липавский использует термин «каталепсия времени», имея в виду, что именно в знойный полдень время как бы исчезает, мир замирает на один нескончаемо долгий и оттого ужасающий момент. Нам предоставляется редчайший случай рассмотреть мир застывшим — словно фотографию, внимательно и беспристрастно.

Это перекликается с идеей Хайдеггера о том, что незамутненный, очищенный от иллюзий разума и культурных установок, взгляд на мир способен вызвать панический страх. Таким образом, «полуденный ужас» — это почти незамутненный экзистенциальный ужас. Достаточно лишь на миг осознать, что никакого времени, по-сути, не существует (есть только один длящийся момент), а вселенная абсолютно безразлична, непонятна и далека — и этого будет достаточно, чтобы испытать кошмарное ощущение отчуждения.

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Здесь имеет смысл привести цитату из рассказа Набокова «Ужас», она прекрасно передает ощущение экзистенциального ужаса, вызванного бессонницей и беспристрастным взглядом на окружающее пространство:

«Моя связь с миром порвалась, я сам по себе и мир был сам по себе, — и в этом мире смысла не было. Я увидел его таким, каков он на самом деле: я глядел на дома, и они утратили для меня свой привычный смысл; все то, о чем мы можем думать, глядя на дом… архитектура, такой–то стиль… внутри комнаты такие–то… некрасивый дом… удобный дом… — все это скользнуло прочь, как сон, и остался только бессмысленный облик — как получается бессмысленный звук, если долго повторять одно и то же обыкновеннейшее слово. И с деревьями было то же самое, и то же самое было с людьми. Я понял, как страшно человеческое лицо. Все – анатомия, раздельность полов, понятие ног, рук, одежды — полетело к черту, и передо мной было нечто, — даже не существо, ибо существо тоже человеческое понятие, –– а именно нечто, движущееся мимо. Напрасно я старался пересилить ужас… Чем пристальнее я вглядывался в людей, тем бессмысленнее становился их облик. Охваченный ужасом, я искал какой-то точки опоры, исходной мысли, чтобы, начав с нее, построить снова простой, естественный, привычный мир, который мы знаем».

полуденный ужас отвратительные мужики disgusting men

Тем, кого заинтересовала тема «полуденного ужаса» и «кошмарного пространства», советуем книгу российского философа Сергея Лишаева «Эстетика другого. Эстетическое расположение и деятельность», в особенности третью часть книги — «Онтология эстетических расположений».

Полуденный ужас